Помощник, наставник, эксперт. Для учителей хотят ввести иерархию
Минобрнауки обеспокоено тем, что до сих пор учителя в России не могут расти по карьерной лестнице. Для этого предлагается ввести должности «помощник учителя», «учитель-методист». Но будут ли сами учителя довольны этой иерархией?
Читать на полной версииМинобрнауки предлагает ввести систему должностей для учителей. По словам первого заместителя министра образования и науки РФ Натальи Третьяк, педагоги жалуются на отсутствие в профессии карьерной лестницы. Расти можно лишь административно до завуча или директора, а в остальном — пришел в школу учителем, учителем и ушел. И вот в Минобре предлагают ввести должности от «помощника учителя» до «учителя-методиста». Третьяк оговорилась, что инициатива будет претворена в жизнь только при поддержке профессионального сообщества. Экспресс-опрос Business FM показал, что ее пока нет.
Работали в школе 44 учителя: помощник учителя, старший учитель, учитель-наставник, эксперт, методист. Слишком многое в стране стало происходить по Хармсу, говорят наблюдатели. К предложению Минобразования у директора московской школы № 1394 Валерия Тихонова есть только один вопрос.
Валерий Тихоновдиректор московской школы № 1394«А чем тогда учитель будет заниматься, если будет помощник учителя? Вот должность помощника учителя — кому он будет помогать? Другому учителю? У нас есть учителя, которые как были учителями высшей категории, так и останутся ими, как бы они ни назывались. За это же не будет какой-то дополнительной платы. В едином коллекционном справочнике таких должностей нет».
Однако именно в этом и кроется суть предложенных инноваций, уточняют эксперты. Если введение новых должностей никак не будет отражаться на зарплатах, это вообще никого интересовать не будет, но практика предыдущих решений Минобра подсказывает, что зарплата будет зависеть от статуса. Это опасно, считает член совета межрегионального профсоюза работников образования «Учитель», преподаватель русского языка и права Всеволод Луховицкий.
Всеволод Луховицкийучитель, член совета межрегионального профсоюза работников образования «Учитель»«Не столь давно учителя были разделены на несколько квалификационных категорий. Опять же, два или три года назад эти категории отменили. Теперь у нас есть либо общий, просто учитель, либо первой и высшей категории. Уже много лет политика министерства направлена на то, чтобы максимально учителей поделить на какие-нибудь категории, платить им разную зарплату».
И самое главное: мало кто сомневается в том, что помощник учителя будет получать столько же, сколько сейчас учитель. То есть зарплаты, скорее всего, хотят скорректировать вниз. Тревожные звоночки из регионов уже поступают, заявил Business FM первый зампред комитета Госдумы по образованию Владимир Бурматов.
Владимир Бурматовдепутат«Сокращаются стимулирующие выплаты учителям, идут манипуляции какие-то с баллами, в которых оцениваются эти вот стимулирующие выплаты. Идут манипуляции с заключением контрактов, пытаются учителей на девятимесячный контракт перевести с последующим увольнением. И все это сказывается крайне негативно на кошельке учителя, на его социально-экономическом положении, на его статусе, на престиже учительского труда и, в конце концов, на качестве нашего образования. Я категорически против такого подхода».
Журнал Esquire взял интервью у ученицы 11-го класса обычной московской школы: «У одного мальчика в классе папа — директор фабрики, которая нам в школу сыр привозит. У него недавно спросили, что находится в центре Солнечной системы. Он ответил, что Земля. Рассмеялись два человека — я и Яна. «А Солнце?» «Оно, — отвечает школьник, — вращается вокруг Земли». Этот мальчик уже зачислен в МГУ на юридический факультет».
По данным депутата Владимира Бурматова, средняя зарплата учителя по стране — 31 тысяча рублей. В Москве — выше, в большинстве регионов — гораздо ниже.