Рычагов господдержки рубля почти не осталось. По словам помощника президента Андрея Белоусова, текущий уровень валютных резервов не позволяет денежным властям проводить интервенции для поддержания курса: в нынешней ситуации единственным рычагом влияния Банка России на рубль является ключевая ставка. Она, по словам Белоусова, в среднесрочной перспективе может приблизиться к уровню в 4%. Однако, когда это произойдет, помощник президента сказать затруднился. Он лишь напомнил, что в настоящее время размер валютных резервов составляет чуть более 300 млрд долларов.

А между тем российские СМИ со ссылкой на обнародованные в ночь на вторник результаты исследования американского Минфина и Федеральной резервной системы сообщают, что Россия в июне увеличила вложения в казначейские облигации США на 1,4 млрд долларов.

Тратить валютные запасы рубля на поддержку рубля действительно не стоит, считает главный экономист по России и СНГ «Ренессанс Капитала» Олег Кузьмин.

Олег Кузьминглавный экономист по России и СНГ «Ренессанс Капитала»«В настоящий момент у России, безусловно, достаточно резервов для того, чтобы обеспечивать стабильность ситуации на валютном рынке. Другое дело, что при условии снижения цен на нефть какая-то поддержка курса рубля представляется абсолютно нецелесообразной. Напротив, сохранение слишком крепкого курса рубля в условиях снизившихся цен на нефть даже может иметь гораздо больше негативных последствий, чем позитивных, и в целом представляет из себя некоторую угрозу для экономической безопасности в долгосрочной перспективе. В связи с этим мы не ожидаем, что Банк России будет как-то противодействовать ослаблению рубля, происходящему на фоне снижения цен на нефть. В то же время, в сентябре этого года Банк России может предоставить поддержку рублю на фоне очередного пика выплат по внешним долгам, увеличив объемы предоставляемого валютного рефинансирования».

Также Белоусов заявил о необходимости структурных реформ для роста ВВП. Без них экономический рост не превысит 1-2%, уверен помощник президента. В то же время, чтобы обеспечить сбалансированность, необходим рост не менее 4%, подчеркнул экономист. По словам Белоусова, выход на такой рост ВВП ─ одна из основных проблем, которые стоят перед правительством.

Едва ли можно сейчас провести какие-то конструктивные и полезные для экономики реформы, можно обеспечить только минимальную поддержку, считает главный экономист «ПФ Капитал» Евгений Надоршин.

Евгений Надоршинглавный экономист «ПФ Капитал»«Для того, чтобы получить темпы роста в 2016-2017 годах, велика вероятность, что уже нет таких реформ, которые могли бы позволить нам расти с такой скоростью. Реформы — это инструмент долгосрочный, и если мы хотим расти с высокими темпами, то первое, наверное, что нам нужно сделать, это провести такие реформы, которые бы исправили очень существенный ущерб, который мы нанесли долгосрочным интересам экономических агентов, в первую очередь гражданам через неудачные действия в пенсионной сфере. Понятно, что самый главный их ущерб ─ это долгосрочная демотивация тех, кто сейчас создает основную часть российского ВВП. Второй момент ─ меры для поощрения конкуренции, то есть для того, чтобы малый и крупный бизнес почти одинаково подчинялись одним и тем же законам. Есть еще много других вещей, которые важно и нужно поменять и которые не всегда зовутся реформами. Это могло бы позволить не слишком сильно провалиться. Сейчас нет таких реформ, которые могли бы остановить текущий спад и быстро вернуть Россию на траекторию динамичного роста. Одна из причин ─ наше внутреннее потребление, конечное потребление домохозяйств было единственное, что толкало российскую экономику вверх. После обесценения рубля благосостояние домохозяйств существенно снизилось и продолжает снижаться. Это диктует сокращение российского ВВП и, естественно, существенное сокращение в тех секторах, которые, собственно, и росли за счет спроса домохозяйств последние годы».

Стоит напомнить, что два года назад Белоусов, который занимал пост министра экономического развития, говорил, что у России осталось пять лет на реформы. Предсказывая серьезное падение цен на нефть, он предлагал наращивать инвестиции и несырьевой экспорт, повышать производительность труда, развивать малый и средний бизнес.

В начале августа эксперты Альфа-Банка понизили прогноз роста ВВП России в следующем году с 1,5 до 0,3%. Они считают, что в долгосрочной перспективе Россия может рассчитывать на ежегодный рост не более 1%.

Москва увеличила вложения в бумаги США

Между тем Россия в июне увеличила вложения в казначейские облигации США почти на 1,5 миллиарда долларов, пишет «Интерфакс» со ссылкой на результаты исследования американского Минфина и Федрезерва.

Тем не менее, Москва в списке крупнейших кредиторов Соединенных Штатов расположилась в конце первой двадцатки. На конец июня объем принадлежащих России гособлигаций США равнялся 72 миллиардам долларов.

В начале лета сообщалось, что с апреля прошлого по апрель нынешнего года Россия сократила сумму вложений в американские гособлигации со 116,5 миллиарда — почти вдвое. Таким образом, за месяц инвестиции России в американский госдолг уменьшились до 66,5 миллиарда долларов.

Сокращение началось в августе прошлого года. В результате Россия опустилась по объему вложений в американские трежерис с 12-го на 22-е место.