«Искусство оскорблять — это не искусство», «Духовность России — это Христос», «Здесь хулят того, в руках которого и Манеж, и жизнь организаторов этой выставки». С такими лозунгами пришли активисты из движения «Божья воля» на одиночные пикеты. Один из активистов, Дмитрий Энтео, говорит, что своим новым приходом к Манежу они решили показать, что закон, которые должен защищать чувства верующих, не работает.

Дмитрий Энтеоактивист движения «Божья воля»«Ряд граждан проводили одиночные пикеты, протестуя против кощунства на территории Манежа. Собрались люди, которые выступали против этого, юристы, представители СМИ, и мы провели просто эксперимент, подошли к офицеру полиции и попросили его пресечь нарушение уголовного кодекса РФ, которое происходило за дверьми Манежа. Смотря на его реакцию, мы определяли, защищает ли государство святыни верующих или же нет. И мы сегодня видим, что закон не работает, и государство верующих не защищает».

Скандал вокруг выставки «Скульптуры, которых мы не видим» разразился в пятницу. Тогда православные активисты ворвались в Манеж и повредили несколько произведений искусства.

Организаторы выставки говорят, что будут добиваться возбуждения уголовного дела. Повреждены четыре линогравюры Вадима Сидура, эксперты оценивают ущерб. Однако сам Цорионов-Энтео утверждает, что его соратники не повредили ни одного произведения искусства. А речь шла только о кусках линолеума и тарелке.

В Русской православной церкви призвали к соблюдению закона обе стороны конфликта. Неправильно громить выставки, но также нельзя оскорблять чувства верующих, считает глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин.

Всеволод Чаплинглава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества, протоиерей«Я против того, чтобы кто-то громил выставки, я так же против того, чтобы осквернялись вещи, которые для верующего человека дороже жизни. Вообще хочется надеяться, что сами такого рода выставки, если на них, действительно, оскверняется образ Христа, были бы невозможны, чтобы правоохранительные органы исполняли закон, несмотря на какие бы то ни было звонки из высоких кабинетов и на какие бы то ни было окрики в средствах массовой информации».

А президент музея изобразительных искусств им. Пушкина Ирина Антонова призвала не винить художников или активистов, а найти возможности для диалога.

Ирина Антоновапрезидент музея изобразительных искусств им. Пушкина«Сам по себе метод разгрома художественных памятников — это варварство, мало ли кому и что может не понравиться. Но я допускаю, что эти вещи оскорбляют этих людей тем, что они не понимают их. Нужно обязательно с этими людьми встречаться, не наказывать их, не тащить в кутузку, как говорится. Надо их пригласить, объявить, прямо так и сказать, что приглашаем на разговор».

Вадим Сидур умер 30 лет назад, его работы уже стали классикой. В Москве у скульптора есть отдельный музей. Он прошел войну, именно этой тематике посвящены его работы. Религиозная тематика появляется в серии «После войны». А резьба по линолеуму — одна из граней его творчества. Антисоветчик — такое клеймо Сидур получил при жизни. К религии, по воспоминаниям его друзей, он относился как к части истории искусства.