Руководство Манежа будет добиваться возбуждения уголовного дела против разгромивших выставку православных активистов. Об этом Business FM сообщила руководитель отдела PR и рекламы Манежа Елена Карнеева. Заявление в полицию уже подано. В связи с разгромом в Манеже начата проверка, сообщили в пресс-службе столичного управления МВД .

В пятницу вечером несколько околоцерковных активистов во главе со скандально известным Дмитрием Цорионовым-Энтео ворвались на проходящую в Манеже выставку «Скульптуры, которых мы не видим».

Нападавшие заявили, что экспонаты оскорбляют чувства верующих и разрушили несколько произведений искусства. Участники инцидента были доставлены в полицию. Пока оценить ущерб невозможно, но повреждено несколько работ известного скульптора Вадима Сидура, рассказала Елена Карнеева.

Елена Карнееваруководитель отдела PR и рекламы Манежа«Имел место умысел на причинение имущественного вреда и разжигание розни. Повреждены четыре работы Вадима Сидура, известного московского скульптора. Работы в уникальной технике резьба по линолеуму. Все работы изъяты. Они сейчас находятся в полиции. И на следующей неделе, когда мы передадим их эксперту для оценки, мы узнаем, насколько серьезно они пострадали, каков ущерб. Профессиональные действия охраны Манежа блокировали вандалов до приезда полиции. Нужно понимать, что выставка занимает три тысячи квадратных метров, и вандалы планировали ее полностью разрушить. А охрана Манежа и посетители вытеснили их без применения физической силы в начало выставки и незамедлительно вызвали полицию. А полиция уже проводила ребят в отделение. Хочу добавить, что мы будем настаивать на возбуждении уголовного дела. Подали заявление о материальном ущербе, надеемся, уголовное дело будет возбуждено».

Глава президентского совета по правам человека сравнил напавших на выставку в Манеже с варварами из ИГИЛ. Михаил Федотов заявил, что погром — повод для возбуждения уголовного дела.

«В их действиях есть состав преступления. Причем, речь идет не об одной, а о нескольких статьях уголовного кодекса. Не надо уподобляться варварам из ИГИЛ. Никому не позволено разрушать культурные ценности», — такие слова Федотова приводит «Интерфакс».

Business FM также удалось дозвониться Дмитрию Цорионову-Энтео. Он говорит, что скульптуры не пострадали. А полицию вызвали сами православные активисты.

Что там случилось, почему такая акция на этой выставке?
Дмитрий Энтео: В Манеже произошло беспрецедентное кощунство, акт оскорбления чувств верующих, прямое богохульство. За новейшую историю России ничего подобного я вспомнить не могу. Многочисленные фанаты с прямым глумлением над Иисусом Христом — это страшное, немыслимое сатанинское глумление над ним, над Божьей матерью. Ни один нормальный человек даже не перескажет содержание этих... Это просто сатанинские фантазии извращенцев. Около двух десятков православных христиан пришли туда с целью вызвать правоохранительные органы, поговорить с дирекцией данного комплекса, чтобы этого не было, чтобы не хулили высшее, что есть в нашей жизни, на главной выставочной площади нашей страны. Мы считаем, что это недопустимо. В итоге пишется заявление. Мы надеемся, что выставка будет закрыта. К сожалению, самим экспонатам урона нанесено не было, только одна тарелка из «ИКЕИ» была разбита, которая кощунственно изображала... несла на себе голову Иоанна Крестителя. Сейчас церковный праздник — Усекновение главы Иоанна Предтечи, и они сделали масштабную кощунственную инсталляцию на этот повод. Вот в данный момент мы пишем заявление на организаторов данной выставки.
А вас самих задержала, собственно, участников акции полиция?
Дмитрий Энтео: Нет, только несколько человек, которые пишут заявление, они пошли в отделение, чтобы его написать.
Они сами пошли в отделение или их привели туда?
Дмитрий Энтео: Сами пошли. Вызвали полицию и с ней пошли.
В пресс-службе Манежа говорят, что все-таки были повреждены скульптуры какие-то.
Дмитрий Энтео: Была разбита тарелка из магазина «ИКЕА», которая была подставкой под одной из работ.
То есть, она сама по себе экспонатом не являлась?
Дмитрий Энтео: Нет, тарелка из магазина «ИКЕА».
А эта акция заранее готовилась или это спонтанное что-то? Вы пробовали как-то заранее связаться?
Дмитрий Энтео: Люди начали постоянно звонить и говорить, что там что-то немыслимое происходит, что никогда подобного не видели, что нужно что-то предпринять. Мы пришли, увидели все своими глазами, вызвали полицию.
Вы сами в курсе по поводу Вадима Сидура, его работ? Вы заранее знали, что это вообще такое, что это за скульптуры, какого они времени, откуда они?
Дмитрий Энтео: Меня это не интересовало. Я видел, что это такое, что это страшное глумление над Иисусом Христом, многократно размноженное в самых разных формах. Я в жизни своей никогда ничего более омерзительного не видел. Я считаю, что есть закон о защите чувств верующих, и он должен работать.
То есть, никакого бэкграунда этой выставки вы не изучали. Просто пришли и увидели?
Дмитрий Энтео: Можно так сказать.

Позже в сети была выложена видеозапись начала инцидента.

Выставка «Скульптуры, которых мы не видим» открылась в пятницу. Центральное место на ней отведено работам московских скульпторов Вадима Сидура, Николая Силиса и Владимира Лемпорта — участников художественного объединения ЛеСС, существовавшего в 60-70 годах прошлого века.

В те времена они работали в области монументальной скульптуры — самой наглядной формы советской пропаганды, а параллельно занимались малой формой и мелкой пластикой, тем, что позднее получило название «подвального нонконформизма». На выставке немало работ и других авторов.

В Русской православной церкви в связи с инцидентом в Манеже призвали к соблюдению закона как православных, так и устроителей выставок. Неправильно громить выставки, но также нельзя оскорблять чувства верующих, считает глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества, протоиерей Всеволод Чаплин.

Всеволод Чаплинглава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества, протоиерей«Если господин Цорионов нарушил закон, пусть отвечает по всей строгости. Я бы так, как он, никогда не поступил, но думаю, что строгость закона должна быть применена и к тем, кто оскверняет почитаемые верующими символы, если, действительно, осквернение имело место. Я сам не видел эти скульптуры. Если, действительно, там оскверняется распятие, оскверняется образ Христа, то это, конечно, совершенно незаконное действие. Известно, что у нас уже целый ряд десятилетий запрещается, по закону, осквернение почитаемых верующими предметов и символов. Я против того, чтобы кто-то громил выставки, я так же против того, чтобы осквернялись вещи, которые для верующего человека дороже жизни. Вообще хочется надеяться, что сами такого рода выставки, если на них, действительно, оскверняется образ Христа, были бы невозможны, чтобы правоохранительные органы исполняли закон, несмотря на какие бы то ни было звонки из высоких кабинетов и на какие бы то ни было окрики в средствах массовой информации. Нам нужно было, наконец, добиться того, чтобы без всяких незаконных действий, а я считаю, что действия господина Цорионова, очевидно, были незаконными, действовала бы та норма права, которая исключает осквернение в публичном пространстве символов, почитаемых верующими людьми».

Никто не принуждает граждан ходить на выставки, которые оскорбляют их чувства, но, если люди приходят, и тем более портят экспонаты, они должны быть наказаны по закону, считает директор центра современной культуры «Гараж» Антон Белов.

Антон Беловдиректор центра современной культуры «Гараж»«В первую очередь, нужно дать оценку правовую. То, что люди ворвались на выставку, где априори есть возрастной ценз и есть входной билет и есть анонс, что это за событие. Второе — это то, что они разгромили экспонаты, которые имеют художественную ценность. Часть авторов, которые представлены на выставке, давно умерли. Их работы признаны классическими. Большинство из этих авторов боролись с режимом и сделали очень много, чтобы вернуть возможность высказывать сове мнение любому человеку в нашем обществе. И мне кажется, глумление каких-то странных людей над этими произведениями и утверждение, что они узурпировали право на бога, на Христа само по себе кажется очень странным. Я больше всего горд за посетителей выставки, которые защищают произведения, дискутируют с этими оголтелыми людьми. На самом деле, посетители являются истинно верующими, очень образованными, интеллигентными людьми».

Мы обсудили действия православных активистов с президентом Музея изобразительных искусств им. Пушкина Ириной Антоновой. Она призвала не винить художников или активистов, а найти возможности для диалога.

Ирина Антоновапрезидент Музея изобразительных искусств им. Пушкина«Вообще это не метод отношений с искусством. Можно быть против. Пожалуйста, они могут попросить организаторов устроить обсуждение. Придут люди, которые выставку делали, постараются объяснить, рассказать, поспорить с этими людьми. Сам по себе метод разгрома художественных памятников — это варварство, это нельзя допускать. Мало ли кому что может не понравиться. Я допускаю, что эти вещи не очень понятны. Они оскорбляют этих людей тем, что они не понимают их. Нужно обязательно с этими людьми встречаться. Не наказывать их. Не тащить в кутузку. надо их пригласить. Объявить день и прямо сказать: приглашаем на разговор. Я бы так сделала».

Накануне ВЦИОМ провел опрос о том, что важнее — забота о чувствах верующих или право на свободу слова и творческого самовыражения. Свидетелями случаев, когда задевались чувства верующих, становились около четверти опрошенных. Большинство респондентов (почти 70%) убеждены, что всем гражданам нужно руководствоваться в первую очередь принципами политкорректности и вежливости, а не правом на свободу слова. Обратного мнения придерживаются треть опрошенных. Две трети россиян полагают, что создатели художественных произведений не должны своими творениями как-либо задевать чувства верующих.