Эмбарго — помощник как России, так и Европы
ЕС утверждает, что выиграл от российских контрсанкций. Об этом свидетельствует отчет Еврокомиссии. По ее данным, из-за российского эмбарго экспорт продовольствия из ЕС вырос на 5%, так как Европа увеличила поставки на другие рынки. Можно ли доверять выводам Брюсселя и кто еще выиграл от эмбарго?
Читать на полной версииОтчет Еврокомиссии напоминает роман-воспитание или же голливудский фильм о том, как воля к победе приводит к успеху. Европейским производителям было тяжело, спад по некоторым направлениям из санкционного списка России составил 10-12%. Но эмбарго, как пишут чиновники, встряхнуло и бизнес, и законодателей. В итоге производители нашли новые рынки сбыта, а экспорт продовольствия из Европы за год не только не упал, но и вырос на целых 5% — в денежном выражении почти 5 миллиардов евро. Увеличились поставки за рубеж мяса, мясной продукции и молочной. Но связан ли рост экспорта с тем, что российское эмбарго дало европейским производителям стимул?
Алексей Голубовичпредседатель совета директоров «Арбат капитал менеджмент»«Весь рост экспорта из Европы (и не только продовольствия) — сегодня это низкий курс евро по отношению к другим валютам. Падающий евро стимулирует европейский экспорт, и просто им повезло, что все это происходит одновременно. То есть, конечно, некоторое снижение экспорта могло бы быть из-за России, но низкий курс стимулирует другие страны покупать европейские товары, а Китай или Египет, как крупнейшие импортеры продовольствия, естественно, закупают товары в Европе, потому что им дешевле, чем из США, Канады или Австралии».
Были и другие данные о том, как российское продэмбарго повлияло на европейских производителей. Профсоюз европейских фермеров оценил ущерб в 5 с половиной миллиарда евро. А власти Испании и вовсе заявляли о потерях ЕС в 21 миллиард. Bloomberg писал, что только итальянские экспортеры потеряли из-за российских контрсанкций полтора миллиарда евро. И добавился эффект, когда мелкий европейский бизнес страдал из-за того, что местный рынок был затоварен европейской же продукцией — так по сообщениям СМИ было с польскими яблоками. В итоге Польша свои плоды распродать сумела.
Зыгмунт Дзенцёловскийнезависимый польский журналист«Яблоки были проданы, на складах их больше нет. Продуктов прошлого года нет. Их продали в Балканские страны, их продавали частично — нужно сказать правду — в Россию. Из разговора с одним из производителей я знаю, что, например, грузовик яблок, которые отправляли в Россию, здесь надо было прибавить еще 500 евро, чтобы оплатить все эти дополнительные расходы, связанные с тем, что их перевозили как сербские, белорусские и так далее. Все эти схемы как-то работали, но они стоили много денег. И, в общем-то, рыночная яблочная отрасль не потерпела такого краха, которого боялись».
Интересно, что Европа увеличила экспорт в те страны, которые в свою очередь заменили европейские поставки продовольствия в Россию — Турция, Египет. Но, может быть, это просто совпадение. Что же касается упомянутой журналистом Белоруссии, то она, конечно, один из бенефициаров российского эмбарго. Особенно рыбная промышленность. Белорусские креветки, кстати, существовали и раньше, а на Россию и до санкций приходилось 94% белорусского экспорта переработанной европейской рыбы и морепродуктов. После эмбарго спрос резко вырос. Получается, что выиграли все. Европа встряхнулась и нашла новые рынки, освободившимся местом воспользовались другие страны, а в России выросло сельское хозяйство и производство некоторых продуктов. Возникает вопрос ко всем участникам этого процесса: а почему раньше никому в голову не пришло ввести эту очень эффективную экономическую меру?