Россельхознадзор пока ничего не запрещал. Голландские цветы можно ввозить, но только после экспертизы. На деле это может привести к тому, что поставки остановятся: дополнительные проверки занимают время, а срезанные цветы — товар скоропортящийся.

Голландия — это примерно половина российского цветочного рынка. Всего же около 80% цветов, продающихся в России — импорт. Самые предсказуемые последствия инициативы надзорного органа — дефицит и рост цен. Стоимость цветов в России уже растет. Связано это и с падением рубля, и с мерами Россельхознадзора, предполагает владелица цветочного дома «Мисс Маргарет» Надежда Перипичай.

Надежда Перипичайвладелица цветочного дома «Мисс Маргарет»«Фитосанитарный контроль осуществляется в любом случае по большинству ввозимого цветочного живого материала. Не думаю, что здесь речь идет о какой-то повышенной предвзятости, просто, естественно, это занимает большое количество времени — анализы и рассмотрение, и продукт будет простаивать, фуры будут стоять на границе. Уже сегодня мы видим, что российские поставщики повысили цену порядка 30% на розу отечественную, в связи с тем, что многие поставщики ограничили ассортимент голландского происхождения из-за опасений».


Ограничивая нидерландскую продукцию, российские чиновники создают проблемы и другим поставщикам. В Голландии располагается знаменитая цветочная биржа FloraHolland, где продают цветы на весь мир. Эта страна — гигантский перевалочный пункт цветов. Через нидерландский хаб в Россию везут цветы и другие поставщики, например, Кения, Эквадор.

Ограничение на ввоз продукции голландского происхождения заставит импортеров менять привычные и удобные логистические схемы, а это отразится на ценах. Участники рынка предполагают, что они могут повыситься на треть. Неприятности будут у всех, констатирует президент Ассоциации российских флористов Валентина Сафронова.

Валентина Сафроновапрезидент Ассоциации российских флористов«Я сегодня как раз разговаривала с представителями аукциона в Голландии, пока у них нет официального документа, и они пока находятся в состоянии ожидания и непонимания, все-таки, какие меры будут. Но я хочу сказать: конечно, если это случится, то это обрушит весь цветочный рынок, и я думаю, что наше государство потеряет очень много денег в виде налогов и всего остального, потому что очень много компаний уйдет с рынка».

Корень зла в данном случае — насекомое, вредитель: калифорнийский цветочный трипс. На Западе к нему относятся более снисходительно, но в России это карантинный объект.

Справедливости ради, Россельхознадзор принимает жесткие решения не только по отношению к европейским поставщикам и не только цветов. Например, в июне ведомство вернуло в Турцию 19 тонн зараженных трипсом томатов. В этом же месяце в Минсельхозе уже заявляли, что российские контрсанкции могут распространиться на цветы. Этого не произошло, зато эстафету подхватил Россельхознадзор. Для иностранных поставщиков удар довольно болезненный: российский рынок цветов оценивается в 300 миллионов долларов. Но и Нидерланды могут ответить, например, повысить цены на свой посадочный материал, от которого, по словам экспертов, полностью зависят российские производители цветов. На войне как на войне.