Все более туманная судьба «Турецкого потока»
Официально сообщается, что будущее проекта решится в конце осени на встрече Владимира Путина с президентом Турции Эрдоганом
Читать на полной версииВ СМИ появились высказывания о том, что новым препятствием для «Турецкого потока» станет внутриполитическая ситуация в Турции, а также напряженность на границах страны, где фактически развиваются боевые действия.
«Турецкому потоку» все время что-то мешает. Строительство должно было начаться в первой декаде июня, однако вынужденно откладывается. Официально заявлено, что в Турции так и не сформировано коалиционное правительство, которое по конституции единственное имеет полномочия утверждать подобные документы.
Москва дает понять, что процесс откладывается до осени. Вопрос будут решать на личной встречe президентов двух стран. Причем, есть вероятность, что кабинет сформировать так и не удастся из-за политических противоречий. Тогда страну ждут новые парламентские выборы, что может еще больше затянуть процесс.
Есть и другие проблемы — в частности, допсоглашение о скидке на газ для Турции, которое позволит ей экономить до миллиарда долларов ежегодно. Вопрос, вроде бы, решен, но также официально не оформлен.
Другая проблема. Москва просила проложить четыре нитки, но Анкара пока разрешает только одну. Согласно проектной документации, одна из четырех трасс как раз предназначается для внутреннего турецкого потребления. Россия же планировала масштабный проект поставок газа в Европу, чтобы отказаться от украинской трубы, а здесь получается совсем другое. Продолжает шеф-редактор восточной редакции информационного агентства REGNUM Станислав Тарасов.
Станислав Тарасовшеф-редактор восточной редакции информационного агентства REGNUM«Турция, которая констатирует фактор хаоса. Вот в этой ситуации рассматривать серьезно какие-либо геополитические проекты, в особенности трубопроводного типа и так далее, сейчас просто бессмысленно. Нужно дождаться стабилизации ситуации. И речь идет не только о «Турецком потоке», речь идет о южном коридоре, который планировал Азербайджан».
Турция фактически вступила в войну против ИГИЛ и заодно против своих давних противников — курдов. По всей стране выявляют пособников террористов. В последнее время также не исключается международная операция против Башара Асада. Белый дом разрешил американским ВВС наносить удары по сирийским правительственным силам. Турция сейчас входит в число главных противников Асада. Понято, что такой расклад сил явно не соответствует российским интересам. Президент Эрдоган сделал заявление, что Россия может прекратить поддержку Асада. Такие выводы он сделал после встречи с Путиным в Баку. Было и другое заявление Эрдогана — о том, что он не признает Крым в составе России. Говорит директор центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии Семен Багдасаров.
Семен Багдасаровдиректор центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии«Турция сама претендовала на Крым. Ведь ей было удобно такое рыхлое владением Крымом со стороны Украины. Турция поддерживала различные структуры якобы по линии культуры, религиозные и так далее. В перспективе видя ситуацию, что пройдет 20-30 лет и Крым будет в составе Турции. По Крыму они будут занимать такую позицию — в целом, антироссийскую. Исходя из внутренних нюансов и внешнеполитических».
После начала боевых действий на турецко-сирийской и турецко- иракской границе явно изменился политический расклад сил. Позиции Эрдогана уже не выглядят бесспорными — его критикует оппозиция, от которой во многом зависит судьба нового правительства. А Россия, как считается, сделала ставку именно на действующего турецкого президента, которому сейчас явно не до газопроводных проектов.