Без права возврата. Минпромторг предложил запретить возвращать часы обратно в магазины. Теперь их снова могут приравнять к технически сложным товарам — из этого списка часы исключили четыре года назад. Вернуть часы все эти годы активно просили российские часовщики: как продавцы, так и производители.

Сейчас покупатель имеет право расторгнуть договор купли-продажи часов в течение двух лет при наличии даже несущественного недостатка. Часов нет и в перечне товаров, не подлежащих возврату, их можно вернуть в течение двух недель после покупки. И этим активно злоупотребляют покупатели, а продавцы терпят убытки, говорит гендиректор компании Chasovshik.ru Дмитрий Крылов.

Дмитрий Крыловгендиректор компании Chasovshik.ru«Недобросовестные покупатели приобретают часы, скажем так, заведомо планируя их в ближайшее время возвратить в магазин, использовав их на каких-то статусных мероприятиях, на днях рождениях, бизнес-встречах, чтобы просто поднять свой имидж. Дальше они идут в магазин и пытаются вернуть деньги. Эта проблема существует, для компании это в любом случае серьезные убытки. Во-первых, она вынуждена отрывать своих юристов или нанимать каких-то юристов на стороне, они несут репутационные убытки, поскольку зачастую покупатели на весь Интернет начинают расписывать, как их жестоко обманула компания. Много проблем возникает из-за этой нечеткости в законе».

Участники рынка надеются, что инициатива Минпромторга поможет покупателям не воспринимать часовые магазины как пункт проката. Часы по праву могут считаться технически сложным товаром, полагают эксперты. В механических дорогих часах может быть несколько сотен деталей. В эксклюзивных моделях стоимостью в десятки, сотни тысяч долларов применяются сложные технологии, часто это ручная работа, а вернуть их можно просто по капризу. В этом и весь абсурд, жалуются продавцы.

Убытки по той же причине терпят фирмы-производители. Дошло до того, что стало невыгодно содержать мастерские по ремонту, рассказал Business FM гендиректор Ассоциации участников часового рынка, главный редактор журнала «Часовой бизнес» Вячеслав Медведев.

Вячеслав Медведевгендиректор Ассоциации участников часового рынка«Были судебные иски, когда покупатель требовал от магазина вернуть деньги за часы только на том основании, что в часах села батарейка, и решения далеко не всегда выносились в пользу магазина. В постановлении правительства, вышедшем в конце 2011 года, в которое забыли включить часы, перечислены мотоблоки, чуть ли не калькуляторы, но не упомянуты часы. Оно привело к тому, что сервисные службы, сервисные точки по ремонту часов содержать и развивать стало бессмысленным. Потому что при малейшей неисправности покупатель вправе прийти в магазин и потребовать возврата, не ремонта, а именно возврата. Соответственно, все инвестиции в оборудование для тестирования часов, в обучение персонала и так далее стали бессмысленными».

По словам Вячеслава Медведева, часовой бизнес стал высокорискованным и по другой причине: спрос на эту продукцию значительно снизился. Кроме того, сократились импортные поставки в Россию на фоне сложной экономической ситуации. Виноват и модный тренд на дешевые и напичканные функциями электронные часы. Ему активно следуют и богатейшие люди мира. К примеру, Роман Абрамович носит Polar M61 стоимостью 100 долларов, а Билл Гейтс — Casio за 10 долларов. Но это, скорее всего, сказывается только на продажах люксовых брендов.