Православный банкинг РПЦ: в чем смысл финансовой модели?
О православном банкинге, не предполагающим проценты по кредитам, говорят уже не в первый раз. Эту тему начали активно обсуждать, когда рубль сильно уступил другим валютам, а ЦБ взялся за повышение ставок
Читать на полной версииРПЦ договорилась с российскими кредитными учреждениями о создании системы православного банкинга. Об этом в эфире РСН заявил протоирей Всеволод Чаплин. Подробностей он приводить не стал.
О православном банкинге в РПЦ активно заговорили в конце прошлого года. Момент был выбран удачный: рубль бодро девальвировал, Центробанк повышал ставки. Тогда протоирей Всеволод Чаплин в интервью Business FM напоминал, что Библия запрещает ростовщичество. Соответственно, система православного банкинга будет строиться на выдаче беспроцентных ссуд. Чаплин выразил надежду на то, что найдутся такие практики, которые предложат беспроцентные банковские продукты. Как дальше шел процесс, доподлинно неизвестно, но уже в этом году появлялись сообщения, согласно которым РПЦ предложила регионам подумать над внедрением религиозной банковской модели.
Сейчас в церкви заявляют, что уже есть договоренность с некими российскими банками, но имен не раскрывают. Инициативу РПЦ комментирует директор департамента международного бизнеса и финансовых институтов «БИН Банка» Юрий Амвросиев:
Юрий Амвросиевдиректор департамента международного бизнеса и финансовых институтов «БИН Банка»«Если они будут работать так, как они говорят, то оно приносить прибыль не должно. Выдача беспроцентных ссуд на что, зачем, кому они собираются сдавать и так далее. Вопросов больше, чем ответов. Если они считают нужным, наверное, есть какие-то процессы в церкви в том числе, которые требуют создания банка. Но не для альтруистических целей эти вещи надо создавать. Это позиция православного христианина больше, чем банкира».
Банковский бизнес построен на очень простом принципе: выдавать деньги под проценты. Можно зарабатывать по-другому, как это делают представители «исламского банкинга». Там кредитное учреждение, выдавая ссуду, становится соинвестором своего клиента, делит с ним риски, но делит также и прибыль. По большому счету, это проектное финансирование. В мае Герман Греф, переизбранный на пост главы Сбербанка, заявил, что приветствует развитие такой модели в России. Как будет строиться православный банкинг и, что очень важно, кто будет вносить в эту систему капитал, никто точно не знает.
Андрей Нечаевбывший министр экономики РФ«Эти технологии отработаны, но не в России. Насколько кто-то из российских банкиров будет готов по такой схеме работать, не знаю. У меня это вызывает некоторый скепсис. Банк, который не получает какую-то плату за деньги, которые он предоставляет, — это странная история. Такой банк просто очень быстро обанкротится, если у него не будет специального спонсора. Если это будет государство — у нас по конституции церковь отделена от государства».
Судя по тому, что известно из СМИ, православный банк будет принадлежать нескольким инвесторам и направлять деньги в различные бизнес-проекты, а по их результатам получать вознаграждение. При этом деньги православные банкиры будут вкладывать только в благие начинания. Например, производителям табака — эту деталь по понятным причинам особо смаковали журналисты — православный банк денег не даст. И судя по тем же публикациям, православный банкинг не предполагает выдачу беспроцентных ссуд населению. То есть того, что в народе называют халявой, не будет. Ранее авторы концепции православной финансовой системы заявляли, что банк намерен декларировать принцип партнерства.