Бывший вице-президент «Сколково» обвинил в своих бедах депутата Пономарева
Суд сегодня заочно арестовал бывшего старшего вице-президента «Сколково» Алексея Бельтюкова по делу о растрате более 22 млн рублей. Находящийся в США фигурант уголовного дела обвиняет во всем второго обвиняемого — депутата Госдумы Илью Пономарева
Читать на полной версииБасманный суд Москвы сегодня вынес решение о заочном аресте бывшего старшего вице-президента «Сколково» Алексея Бельтюкова. Теперь его будут искать по линии Интерпола. Мера пресечения была избрана в рамках скандального дела о растрате более 22 млн рублей, которые получил депутат Госдумы Илья Пономарев. Сегодня стало известно о том, что бывший топ-менеджер обвинил во всем парламентария. Он подал в Следственный комитет заявление, в котором указал, что стал «жертвой» обмана со стороны депутата от «Справедливой России».
Об этом на заседании Басманного суда Москвы рассказал защитник Алексея Бельтюкова Андрей Тряпочкин. «Бельтюков обратился в Следственный комитет России с заявлением о том, что он стал жертвой Пономарева», — сказал он, посетовав на то, что ответ на обращение пока не получен.
Тем временем Следственный комитет России обратился в Басманнный суд с ходатайством о заключении Бельтюкова под стражу. Самого фигуранта на заседании суда сегодня не было — по данным следствия, он уехал в США и 7 июля был объявлен в федеральный и международный розыск. О том, что следствие поставит вопрос о его заключении под стражу, BFM.ru писал полторы недели назад. Тогда следователь Сергей Чернышев сказал, что у Бельтюкова не осталось в России адвоката. Однако, по всей видимости, бывший руководитель «Сколково» решил эту проблему и заключил соглашение с защитником, который представлял его интересы еще два года назад, когда он находился в статусе свидетеля.
Ценный лектор
22 июня СКР заочно предъявил обвинение Алексею Бельтюкову о растрате (часть 4 статьи 160 УК РФ) более 22 млн рублей, принадлежащих фонду «Сколково». Илье Пономареву также заочно было предъявлено обвинение в пособничестве в совершении этого преступления (часть 5 статьи 33 и часть 4 статьи 160 УК РФ). Он еще в прошлом году уехал в Америку. По версии следствия, с февраля 2011 по февраль 2012 года Бельтюков из средств фонда «Сколково» незаконно передал эсеру Пономареву 750 тысяч долларов (более 22 млн рублей по курсу тех лет, — BFM.ru). Причем растрату крупной суммы Бельтюков пытался завуалировать, заключив от имени фонда договоры с Пономаревым. В соответствии с ними Пономарев за 300 тысяч долларов должен был прочитать десять лекций в ряде городов России, а за 450 тысяч долларов — выполнить научно-исследовательскую работу. СКР установил, что работа не отвечала заявленным требованиям: одни лекции длились не более 20 минут, либо вовсе не проводились, либо читались не по заявленной теме.
В 2013 году оба фигуранта, еще будучи в статусе свидетелей, ходили на допросы в Следственный комитет. Илья Пономарев уверял, что выполнил работ даже больше, чем было указано в договоре. Сыщикам он принес распечатку из Google с прайс-листом мировых лекторов. «Там попадаю в категорию от 10 тысяч долларов до 50 тысяч долларов. В любой стране мира столько бы взяли за подобного рода работу», — уверял он.
С этим были согласны не все. Журналисты выяснили, что выступления Ильи Пономарева оказались дороже аналогичных услуг экс-президента США Билла Клинтона, который считается одним из самых дорогих лекторов в мире. Через два года после начала расследования Следственный комитет все-таки изменил статус Бельтюкову и Пономареву со свидетелей на обвиняемых.
Дежавю в зале суда
Сегодняшнее заседание Басманного суда сильно напоминало слушание от 17 июля, когда суд по ходатайству Следственного комитета санкционировал заочный арест Ильи Пономарева.
Сегодня, как и тогда, следователь Сергей Чернышев утверждал, что причастность Бельтюкова к растрате подтверждается имеющимися в деле доказательствами, среди которых акт внутреннего аудита «Сколково», а также договоры, заключенные с Пономаревым. «Инкриминируемое ему преступление не относится к совершенному в сфере предпринимательской деятельности», — сказал он, добавив, что у Бельтюкова был «умысел на хищение средств фонда».
«В случае избрания более мягкой меры пресечения он продолжит скрываться и заниматься преступной деятельностью», — убеждал он суд.
В ответ защитник Бельтюкова заявил, что рассмотрение ходатайства следствия об аресте в отсутствие обвиняемого незаконно — он не был надлежащим образом извещен: повестка о слушании в суде пришла лишь на днях, и его клиент просто физически не мог приехать из США в Россию.
По словам адвоката, следствию было прекрасно известно, что с января 2015 года Алексей Бельтюков находится в США. До этого он много раз ездил за границу и все время возвращался. «Следствие знает его местонахождение», — сказал Андрей Тряпочкин. Он добавил, что нынешний адрес его клиента был указан в жалобах, которые он подавал в суд от имени Бельтюкова. В них он оспорил и предъявление Бельтюкову обвинения и объявление его подзащитного в розыск. После этого адвокат упомянул вышеназванное обращение бывшего топ-менеджера «Сколково» по поводу обмана его Пономаревым.
Он просил ходатайство СКР о заочном аресте отклонить.
Однако, пробыв в совещательной комнате чуть больше часа, судья Наталья Дударь просьбу следствия удовлетворила. Решение суда гласило, что заочный арест сроком на два месяца начнет течь с момента фактического задержания Алексея Бельтюкова. Теперь его объявят в розыск по линии Интерпола, а Генпрокуратура России направит запрос о его экстрадиции.
«Жертва политических репрессий»
Однако, если он будет оставаться в США, эта перспектива маловероятна: у нас нет с этой страной соглашения о выдаче. Обострившиеся в последнее время отношения с Америкой также позволяют сделать аналогичный вывод.
Вместе с тем лишенный депутатской неприкосновенности Илья Пономарев заявляет, что его преследуют по политическим мотивам. Сейчас он недоступен для комментариев. Ранее в различных интервью СМИ он заявлял, что готов общаться со следствием по телефону, почте и Интернету.
Его адвокат Мария Баст (Архипова) сказала BFM.ru, что впервые слышит об обращении Алексея Бельтюкова в СКР, в котором тот винит в случившемся ее клиента. «Как может быть должностное лицо потерпевшим? Не Илья принимал решение о выделении ему денег, а фонд «Сколково» в лице Бельтюкова», — отметила она. Защитница назвала действия бывшего руководителя организации «попыткой выгородить себя за счет другого».
Она сообщила, что обратилась в ряд международных организаций с заявлением о признании Ильи Пономарева жертвой политических репрессий. В настоящее время там изучают поступившие им документы.