Курды и ИГИЛ. Неизвестно, кто больше мешает Турции
Обстановка в приграничных с Сирией районах Турции постепенно обостряется. Турецкая армия начала военную операцию против «Исламского государства», а также подразделений «Рабочей партии Курдистана». Последняя в ответ заявила об окончании многолетнего перемирия с Анкарой
Читать на полной версииСША фактически поддержали Анкару, несмотря на то, что именно курды являются одним из ключевых эффективных борцов с ИГИЛ. Есть угроза втягивания Турции в большой ближневосточный конфликт — все ближе к российским границам.
Вооруженные силы Турции атаковали позиции «Исламского государства» на севере Сирии и «Рабочей партии Курдистана» на севере Ирака. Удары наносились с истребителей F-16, а также из танков и артиллерии. В ответ на это РПК заявила, что перемирие с Анкарой, которое действовало с 2009 года «утратило смысл».
Премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу пообещал, что операции по борьбе с ИГИЛ и «Курдской рабочей партией» не являются разовой акцией и будут продолжены. По всей стране, включая Стамбул, прошли операции по выявлению пособников террористов.
Курды в ответ также устраивают акции протеста, из разных областей страны приходят сообщения о поджогах автомобилей и нападениях на полицейских. Обстановка в Турции резко обострилась за последнюю неделю после теракта в городе Суруче на границе с Сирией и убийств полицейских в юго-восточных провинциях.
Ответственность за последние акции взяла на себя «Курдская рабочая партия». Примечательно, что первыми теракт совершили боевики ИГИЛ, однако в ответ досталось и курдам, которые, как неофициально считается, для Анкары большее зло, чем игиловцы.
Обращает на себя внимание позиция США. Белый дом признал право Турции защищаться от террористов. Хотя именно курды ранее считались одной из наиболее эффективных сил, способных противостоять исламистам. Комментирует доцент кафедры всеобщей истории РГГУ Сергей Серегичев.
Сергей Серегичевдоцент кафедры всеобщей истории РГГУ«Возможно, турки спросили разрешение американцев на проведение этой операции. Американцы сказали: делайте, но в определенных рамках. Я не думаю, что эта операция будет эффективной, и вообще есть мнение, что все это делается исключительно ради возможных парламентских выборов осенью этого года. Потому что у Эрдогана возникла проблема с формированием правительства. Он в одиночку сформировать его не может — ему не хватает 18 депутатских мандатов. Никто за его единоличное правительство не проголосует».
К Турции ранее было много вопросов со стороны мирового сообщества. В частности, как дешевая игиловская нефть с захваченных месторождений попадает на мировые рынки. Анкара только под давлением мирового сообщества согласилась пропустить курдские формирования через свою территорию на помощь собратьям, дерущимся с ИГИЛ. Многие эксперты откровенно указывали на явное заигрывание Турции с «Исламским государством», пока не случился теракт в Суруче. Говорит директор Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии Семен Багдасаров.
Семен Багдасаровдиректор Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии«Эрдоган особо не скрывал, что их очень беспокоило то, что партия «Демократическое единство», которая аффилирована с РПК, занимала все больше и больше позиций на границе с Турцией. В частности, взяла под контроль 400 км и 700 с небольшим км — участок сирийско-турецкой границы. Поэтому турки никогда не скрывали, что при первой возможности хотели бы нанести по ним удар».
Считается, что Анкара хочет лишь показать твердость в борьбе с историческим противником, она не склонна к глобальному противостоянию — это больше для внутреннего потребления.
Тем не менее, Турция все больше втягивается в конфликт в Сирии и Ираке, причем и с ИГИЛ, и с курдами.
Пока эксперты не склонны драматизировать ситуацию, но теоретически всякое возможно. Ответные акции курдов могут затронуть туристическую сферу турецкой республики. ИГИЛ также может развернуть террористические атаки. Конфликт все ближе к российским границам.