Почему россияне хотят возвращения «Железного Феликса»
По данным «Левада Центра», 51% москвичей поддерживают возвращение памятника Дзержинскому на Лубянку. Нередко консервативно-патриотические симпатии россиян последнего времени объясняют влиянием государственного телевидения. Но за возвращение Дзержинского оно не агитировало
Читать на полной версииТак пропаганда ли формирует настроения большинства? Или они формируются иначе? Или просто образ создателя ВЧК продолжает общую идейную картину государственных СМИ? Своим мнением с Business FM поделился руководитель Центра стратегических исследований религии и политики современного мира Максим Шевченко.
Максим Шевченкоруководитель Центра стратегических исследований религии и политики современного мира«Начнем с того, что в сознании большинства людей Дзержинский не негативный, а позитивный образ. Дзержинский не был коррупционером, Дзержинский занимался детьми. Дзержинский, во-первых, символ победы. Дзержинский — это человек, жизнь которого достаточно безупречна. Его нельзя обвинить в том, что он использовал служебное положение для личного обогащения. Или что-то еще такое. Фанатик идеи — да. Но в сознании большинства людей Дзержинский — безусловно, позитивный человек, позитивный образ. Поэтому Дзержинский — символ в каком-то смысле могущества государства. А памятник ему — воспоминания о тех временах, когда был Советский Союз, государство, с которым считались. И быть гражданином Советского Союза было достаточно почетно — по крайней мере, для большинства людей».
Мы также поинтересовались: по другим вопросам (кроме памятника Дзержинскому, например о Крыме или рейтинге президента) пропаганда ли формирует настроения большинства? Или они формируются иначе? Говорит тележурналист, историк Николай Сванидзе.
Николай Сванидзетележурналист, историк«Очень многое зависит, конечно, от государственной позиции. Потому что у нас пропагандой занимаются государственные и аффилированные с государством СМИ. Они сейчас, фактически, не средства массовой информации, а средства массовой пропаганды. И они это делают очень эффективно. Кроме того, конечно, нужно делать поправку в опросах при анализе результатов опроса общественного мнения на то, что люди понемногу начинают сами перед собой и перед теми, кто задает вопрос, кривить душой и стараются быть в тренде. Они стараются не то, что не ругать Путина — дело не в этом — у них просыпается старая советская привычка быть вместе с большинством. Это психологическая потребность, свойственная только определенным обществам. Скажем, после того как рухнул Советский Союз и даже в 80-е годы эта потребность почему-то стала исчезать. Эта потребность, как правило, свойственна бедным странам с достаточно жестким режимом».
Политолог и публицист Леонид Радзиховский полагает, что Дзержинский представляется россиянам символом борьбы с коррупцией — настоящей борьбы, а не болтовни.
Леонид РадзиховскийПолитолог и публицист«Что касается конкретно Дзержинского, я думаю, с одной стороны это державная пропаганда. Потому что Дзержинский, конечно, символ ЧК, символ КГБ, символ того, что называется «державная мощь». С другой стороны, нынешние державники, нынешняя власть Дзержинского терпеть не могут, потому что совершенно очевидно, что большую часть нынешнего руководства страны он бы просто расстрелял. Я думаю, что именно это и вызывает к нему максимальную симпатию. Это символ борьбы с коррупцией — настоящей, не болтовни, а дела. У нас люди понимают просто: борется тот, кто расстреливает. При Дзержинском расстреливали, а сейчас — бесконечные разговоры. А рассказы о том, что он был революционер, что он церкви закрывал, что царя убили - это как-то мало кого волнует, я думаю. Так что Дзержинский в каком-то смысле, так же как и Сталин, — символ того, что люди хотели бы видеть на месте нынешней власти. Которая державная, антиамериканская, но внутри страны не борется с ворами, не борется с богачами, не борется с коррупцией».
Писатель и публицист Александр Проханов считает желание вернуть памятник Дзержинскому обратно на Лубянскую площадь вполне закономерным, в перспективе – вопрос о монументе Сталину.
Александр ПрохановПисатель и публицист«После 1991 года, когда власть захватила либеральная стихия, и был реализован либеральный проект, и в состоянии шока находилось большинство населения России, в это время советский компонент как бы затих, умолк, ушел в подполье. По-прежнему большинство людей было за Советский Союз. И это большинство сохранилось, но оно было шокировано. Потом 1993 год еще больше подавил это большинство. Но по мере того, как эта либеральная пропаганда уменьшалась и сменялась пропагандой государственно-патриотической, этот доминирующий советский проект просыпался и выходил на поверхность. Сегодняшнее состояние умов во многом советское и просоветское объясняется не пропагандой, которая навязывает нашему обществу советские ценности, советские представления, а тем, что эта пропаганда перестала быть либеральной. Эта пропаганда стала уходить назад. И вот это очнувшееся, просыпающееся, престающее бояться и надеющееся миросознание вышло на поверхность. И чем дальше, тем больше будет это. Я думаю, что после Дзержинского станет проблема монумента Сталину».
Напомним, в конце прошлого месяца Мосгордума поддержала референдум по поводу возвращения памятника Дзержинскому на Лубянскую площадь. На данный момент собрано более 150 тысяч подписей. При необходимом минимуме 146 тысяч. Кроме того, КПРФ обратилась в Генпрокуратуру с просьбой дать оценку сносу монумента.