Центробанк отозвал лицензию у банка «Российский кредит» и таким образом разрушил банковскую империю Анатолия Мотылева. Этому же банкиру раньше принадлежал банк «Глобэкс», на санацию которого в 2008 году государству пришлось потратить 5 млрд долларов.

Сейчас удар нанесен сразу по трем банкам Мотылева — кроме «Российского кредита», входящего в топ-50, это также АМБ-Банк и М-Банк. У них отозваны лицензии. Причем «Российский кредит» Мотылев купил только три года назад у грузинского миллиардера Бориса Иванишвили.

В качестве причины отзыва лицензий ЦБ называет высокорискованную кредитную политику и предоставление недостоверной отчетности.

По данным СМИ, отзыв лицензий у банков Мотылева может стать крупнейшим случаем за всю историю страхования вкладов. Объем вкладов в них оценивается почти в 70 млрд рублей.

Насколько похожа история краха «Российского кредита» с историей «Глобэкса»? И конец ли это финансовой империи Анатолия Мотылева? Мы спросили мнение руководителя отдела рейтингов кредитных институтов «Эксперт РА» Станислава Волкова.

В чем эти истории похожи с «Российским кредитом» и с «Глобэксом»?
Станислав Волков: Сходство очевидное. Как и в случае с «Глобэксом» модель «Российского кредита» была построена на достаточно активном привлечении депозитов и размещение их в проекты с рисками в строительной отрасли, либо непосредственно в стройку, либо в какие-то связанные отрасли со стройкой. Понятно, что не 100%, но доля была достаточно большой, чтобы эта текущая ситуация в экономике, когда многие строительные проекты перестали быть окупаемыми при текущей стоимости кредитования, могла подкосить банк очень серьезно.
Мотылев — насколько известный человек на рынке?
Станислав Волков: Он достаточно известен, у него же, помимо банков, еще было несколько пенсионных фондов, которые он купил в прошлом году и которые ЦБ не пустил в систему гарантирования пенсионных накоплений. И, кстати, это были уже явные сигналы, что к группе компаний, которые контролирует Мотылев, и к Мотылеву лично, к ним есть серьезные претензии.
С другой стороны, он же купил «Российский кредит» только три года назад. Стоит ли на него всех собак вешать?
Станислав Волков: На мой взгляд, там банк покупался достаточно чистый. Понятно, что какие-то активы оставались, но те проблемы, которые привели к сегодняшнему событию — отзыву лицензии, они были накоплены за время, пока бенефициаром банка был Мотылев.
Как вы считаете, ЦБ вовремя отозвало лицензию или можно было раньше заняться этой проблемой?
Станислав Волков: Этой проблемой занимались, проходили утечки, и весной этого года, даже в конце прошлого года о том, что ЦБ требует принять меры по докапитализации банка, и были вопросы к тому, какие активы в негосударственные пенсионные фонды, приобретенные Мотылевым, вкладывают свои средства. И вот эта работа с регулятором достаточно активно шла последние полгода точно. ЦБ старается именно сначала дать шанс исправить ситуацию самостоятельно, найти новых инвесторов, найти дополнительный капитал. То есть, видимо, время, которое давали Мотылеву, истекло.
Но все-таки банк крупный, почему же решили не санировать?
Станислав Волков: Потому что в текущих условиях вот эта бизнес-модель — дорогие депозиты физлиц в пассивах и кредитование строительных проектов и других корпоративных заемщиков, связанных зачастую с бенефициарами банка, вот эта модель испытывает настолько серьезный стресс, настолько она не привлекательна, что никому не хочется разбираться с этими проблемами. И частным санаторам, и, соответственно, государству тоже не хочется все это брать на себя.
Это конец империи Мотылева?
Станислав Волков: Я думаю, что, поскольку у ЦБ сейчас достаточно жесткие подходы к формированию так называемых «черных списков» — туда попадают не только лица, подписывающие бумаги, но и непосредственно стоявшие за этими людьми, то я думаю, что Мотылев в такие списки попадет, и ему будет крайне сложно сохранять иные банки под своим контролем.

Финансовая группа Анатолия Мотылева на данный момент поредела, но лицензия еще не отозвана, в частности у банка «Тульский промышленник». Но там введена временная администрация.

По данным СМИ, Анатолий Мотылев — сын Леонида Мотылева, бывшего руководителя советского Госстраха. Сам Мотылев-младший некоторое время работал вице-президентом Росгосстраха, и, когда страховой компании потребовался свой банк, Мотылев создал «Глобэкс». Впоследствии одним из основных клиентов банка также стал государственный таможенный комитет, писали СМИ.

В 2008 году «Глобэкс» пришлось санировать, когда проблемы с ликвидностью привели к тому, что банк не смог вовремя выдавать вклады. Тем не менее потом Мотылев вернулся в банковский бизнес.