Крах банковской империи Мотылева: сразу три банка лишены лицензии
Речь идет об одном из крупных банков «Российский кредит». Лицензий лишились еще два банка, все они входят в банковскую империю Анатолия Мотылева. Накануне его вызывали в ЦБ
Читать на полной версииЦентробанк РФ лишил лицензии банк «Российский кредит», а также АМБ-банк и М-Банк. А в банке «Тульский промышленник» лицензия пока не отозвана, но назначена временная администрация. Все эти банки объединяет то, что они входят в банковскую империю Анатолия Мотылева. Причем «Российский кредит» Мотылев купил только три года назад у грузинского миллиардера Бориса Иванишвили.
В разъяснениях Центробанка говорится, что банк «Российский кредит» проводил высокорискованную кредитную политику, при этом представлял в ЦБ недостоверную отчетность, скрывающую основания для осуществления мер по предупреждению банкротства.
Помимо банков в финансовую империю Мотылева входили также пенсионные фонды, пишет газета «Коммерсант». Накануне Анатолий Мотылев был вызван «на ковер» в Центробанк. И с самого начала было похоже на то, что его банки, несмотря на общий объем вкладов в них почти 70 млрд рублей, ждет отзыв лицензии.
По словам источников, санация, могла бы быть вполне реальной, если бы не печальный опыт предыдущей санации подконтрольного Мотылеву банка «Глобэкс» (ВЭБ санировал его в начале кризиса 2008 года). На санацию государство потратило 5 млрд долларов. Как сказал источник «Коммерсанта», «это вопрос репутации регулятора, банковский бизнес Анатолия Мотылева уже спасали в прошлый кризис, и допустить повторение этой истории в ЦБ не хотят».
О том, как сложилась судьба банка «Глобэкс», Business FM рассказал председатель совета директоров МДМ Банка Олег Вьюгин.
Олег Вьюгинпредседатель совета директоров МДМ Банка«ЦБ использует процедуру санации, когда видит, что банк может быть возвращен на более или менее нормальную позицию, и это будет стоить несущественно больше, чем сумма, которую нужно возместить вкладчикам. С «Глобэксом» все было понятно, там было агрессивное привлечение средств населения и юридических лиц, и все средства привлеченные вкладывались в строительные проекты. Эта модель работает до тех пор, пока конъюнктура рынка строительства, девелоперства хорошая. Как только она становится плохой, сразу возникают крупные проблемы. Плюс, у банка практически никогда не было капитала. То есть этот капитал на бумаге был, а реально не существовал. Про сегодняшнюю ситуацию я, естественно, никаких комментариев дать не могу, потому что я не располагаю информацией».
По сути, регулятор позволил Анатолию Мотылеву вырастить новую финансовую империю, взрастить в ней старые проблемы, и спасти ее еще раз было бы равносильно признанию собственного бессилия, и вызвало бы очень серьезные вопросы к расходованию госсредств. Против санации был и еще один аргумент — желающих санировать банки Анатолия Мотылева особенно не было.
По данным СМИ, отзыв лицензий у банков Мотылева может стать крупнейшим случаем за всю историю страхования вкладов. Объем вкладов в них оценивается в почти 70 миллиардов рублей.
Начальник аналитического управления Банка корпоративного финансирования Максим Осадчий уверен, что эти структуры давно пора ликвидировать.
Максим Осадчийначальник аналитического управления Банка корпоративного финансирования«Эту раковую опухоль необходимо было удалить. Но вопрос в том, насколько далеко зашли метастазы. В 2008 году на санацию пошел банк «Глобэкс», который также принадлежал господину Мотылеву, хозяину нынешней группы «Российского кредита», и государство потратило многие десятки миллиардов рублей на санацию «Глобэкса». Но, тем не менее, господин Мотылев продолжил строительство новой финансовой империи. Скорее всего, для тех же целей, то есть финансирования своих, в частности, девелоперских бизнесов. То, на чем погорел «Глобэкс». А ведь не забывайте, там еще большая группировка пенсионных фондов, которые Мотылев использовал в качестве финансовой подушки. Так что проблема серьезная. Тут, что называется, радость со слезами на глазах, потому что в Фонде страхования вкладов «мыши ночуют».
Почему было решено все-таки отзывать лицензию, а не санировать банк «Российский кредит», Business FM рассказал финансовый омбудсмен Павел Медведев.
Павел Медведевфинансовый омбудсмен«ЦБ 20 раз подумал прежде, чем принять это решение. Я думаю, что альтернативы просто не было. Если и упрекать ЦБ в чем-то, так это в том, что он отзывает лицензии слишком поздно, потому что потом, как мрачно шутят представители ЦБ и АСВ, когда они смотрят, что осталось от банка после отзыва лицензии, после вскрытия, оказывается, что за душой у банка остается лишь небольшая часть активов. Можно предположить, что если бы лицензия была отозвана раньше, то этих активов при вскрытии обнаружилось бы больше. Правда, я думаю, что здесь, скорее претензии надо к правоохранительным органам предъявлять, которые не умеют пока, кажется, предотвращать разворовывание банков».