Пожизненный срок для «очкарика» из БОРНа
Прокуратура в среду запросила пожизненный срок для создателя «Боевой организации русских националистов» Ильи Горячева. На счету радикалов около десятка убийств. Подсудимый отдал приказы о совершении семи. Приговор планируется огласить 24 июля
Читать на полной версииСамое суровое наказание — пожизненное лишение свободы — затребовала в среду прокуратура для Ильи Горячева, создателя и лидера «Боевой организации русских националистов» (БОРН), на счету которой почти десяток убийств. Защита в ответ попросила суд вынести оправдательный приговор. По словам адвокатов, подсудимый-«очкарик» не вынесет пожизненный срок и уже написал завещание. Приговор будет оглашен 24 июля.
На заседании суда 32-летний Илья Горячев выглядел бесстрастным. Откинувшись в клетке с бронированным стеклом, он что-то писал в тетрадке. Накануне присяжные признали его виновным в организацию пяти убийств и других преступлениях. Причем, коллегия решила, что лидер националистов не заслуживает снисхождения. Последняя оговорка лишила бы обвинение возможности потребовать для него пожизненный срок. Однако никто из жюри не проявил сочувствие к радикалу.
Мораторий на смертную казнь
Прежде, чем прокуратура запросила для Горячева наказание, суду был представлен запрос Генпрокуратуры РФ властям Сербии, откуда в ноябре 2013 года Горячева выдали России. В документе говорилось, что РФ гарантирует не применять к подозреваемому сметную казнь и не будет преследовать его за другие преступления.
Речь гособвинителя Марии Семененко заняла буквально считанные минут. Она просила суд признать подсудимого виновным по всем инкриминируемым ему статьям УК: «Создание экстремистского сообщества», «Создание банды и участие в совершаемых ею нападениях», «Убийство двух или более лиц», а также «Незаконный оборот оружия» (ст. 282, 209, 105 и 222 УК РФ). По каждой из них она запросила для подсудимого от 4-х лет лишения свободы до пожизненного заключения. По совокупности совершенных преступлений прокурор потребовала для Горячева пожизненный срок в колонии особого режима. На сегодняшний день это самое суровое из существующих наказаний в российском УК. Мораторий на смертную в нашей стране был введен почти 20 лет назад — в 1997 году.
По версии обвинения, студент-историк был «мозгом» «Боевой организации русских националистов», большинство участников которой уже предстали перед судом и получили сроки. Присяжные согласились доводами следствия о том, что по указанию Ильи Горячева был убит адвокат Станислав Маркелов, антифашисты Федор Филатов и Илья Джапаридзе, член группировки «Черные ястребы» Расул Халилов и иммигрант из Таджикистана Салахедин Азизов. Последнего не просто убили в 2008 году: отрезав голову с помощью ножа-мачете, националисты подбросили страшную посылку к зданию управы Можайского района и письмо с требованием к властям изменить миграционную политику.
Главные свидетели обвинения
Изобличительные показания на Горячева в суде дал националист Никита Тихонов и его гражданская жена Евгения Хасис. Оба в 2011 году были осуждены Мосгорсудом за убийство адвоката Станислава Маркелова и сопровождавшей его журналистки «Новой газеты» Анастасии Бабуровой. Стрелявший в жертв Тихонов получил пожизненный срок, а его супруга-подельница — 18 лет заключения. Оба утверждали, что идея создания БОРНа принадлежала Горячеву. По словам свидетелей, в перспективе он хотел, чтобы националистическая партия попала во власть. С помощью подпольной банды экстремистов Горячев стремился заставить прислушиваться к националистам, которые заявили о себе серией громких убийств.
По версии осужденных националистов, Горячев регулярно рассказывал им о своих связях в администрации президента и в силовых структурах.
Сам подсудимый утверждал, что Тихонов и Хасис его оговаривают, чтобы добиться смягчения участи. Примечательно, что рядовые члены организации не знали Горячева в лицо. Тихонов же подробно сообщил в суде, как он поддерживал связь с лидером БОРНа, о полученных им приказах, и выдал очередную порцию сенсаций, упомянув имя бизнесмена Германа Стерлигова. Тот будто бы финансировал БОРН и даже предоставлял площадку для тренировок членам организации (перебравшийся в Нагорный Карабах предприниматель отверг все обвинения и заявил, что 16 июля вернется в Москву — BFM.ru).
В ходе обсуждения юридических последствий вердикта просьбу прокуратуры о пожизненном сроке поддержали потерпевшие, среди которых была мать Ильи Джапаридзе. Она заявила иск к Горячеву на 5 миллионов рублей — о возмещении морального вреда.
Сомнения защиты
В свою очередь, адвокаты Горячева Николай Полозов и Марк Фейгин попросили суд оправдать их подзащитного. По закону, судья, если не согласен с мнением присяжных, он вправе вынести иной приговор. Николай Полозов выразил сомнение в том, что коллегия была беспристрастна, отметив, что незадолго до вынесения вердикта ее покинули сразу трое народных судей.
Сам же вердикт был вынесен за 1 час 43 минуты, что было явно недостаточно, чтобы ответить на 26 вопросов опросного листа. Марк Фейгин был уверен: подсудимый просто не выживет в колонии особого режима. Он напомнил, что в январе 2014 года Горячев уже пытался покончить жизнь самоубийством в Бутырском СИЗО — после того, как его поместили в одну камеру с кавказцами. Защитник выразил опасения, что в случае несправедливого приговора фигурант повторит попытку суицида. «У меня есть основания полагать, что неправосудные действия могут привести к смерти Горячева. Он мне уже передал завещание», — сказал Фейгин. Защитник считает, что пожизненный срок будет означать для Горячева смертный приговор. «Это человек не для тюрьмы, человек совсем другой биологии. Если его отправят в колонию особого режима, например, в Харп (поселок в Ямало-Ненецком автономном округе), то там он точно не выживет. Как он был библиотечным очкариком, так он им и остался», — охарактеризовал своего подзащитного юрист.
Приговор суд планирует огласить 24 июля. Защита уже заявила, что намерена его обжаловать, каким бы ни был срок.
По закону, решение, основанное на вердикте присяжных, может быть отменено, если защите удастся доказать, что при вынесении вердикта коллегией были допущены существенные процессуальные нарушения. Фейгин полагает, что для этого есть основания. Он считает «странным» вынесение единодушного вердикта практически без дискуссии. Защитник недоумевает почему «косвенные доказательства вины» предполагаемого организатора БОРНа, основанные на показаниях Тихонова и Хасис, не вызвали у присяжных никаких вопросов. Адвокат не исключает, что с присяжными «могли поработать». «Вердикт очень странен. Нужно получить ответ, почему ближе концу процесса из коллегии выбыли сразу трое присяжных. С ними должны встретиться представители правоохранительных органов, куда мы обратимся, и выяснить, действительно ли они выбыли по собственному желанию. Считаю, что на них могло быть оказано давление, а люди не поддались ему и сочли нужным выйти из жюри», — заявил BFM.ru Фейгин.
Он добавил, что никаких обвинений в адрес Стерлигова из уст Тихонова в суде не прозвучало. «Он, действительно, сообщил, что Стерлигов предоставлял земельный участок под летний лагерь, куда приезжал так называемый «офисный планктон» на тренировок, но ничего там криминального не было», — добавил защитник.