Чем грозит России историческое соглашение «шестерки» и Ирана
Десятилетние переговоры завершены. Соглашение достигнуто, оно «не идеально», но устроило всех. Эксперты в ближайшее время ждут увеличения добычи иранской нефти в 2,5 раза и появления конкурента России на этом рынке
Читать на полной версииИран и «шестерка» достигли соглашения о ядерной программе. Президент Ирана Хасан Роухани назвал его историческим, хотя глава иранского МИДа Джавад Зариф отметил что оно «не идеально для всех». А глава европейской дипломатии Федерика Могерини назвала это «хорошей сделкой, которая учитывает общие интересы».
Барак Обама заявил, что Иран избавится от 98% обогащенного урана и не будет производить уран и плутоний, необходимые для ядерного оружия.
Снимать санкции с Ирана будут поэтапно. Оружейное эмбарго будет снято только через пять лет. Что даст Ирану эта сделка? И что в результате от нее получит Россия? Говорит директор Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии Семен Багдасаров.
Семен Багдасаровдиректор Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии«Для Ирана это означает, что те санкции, которые были введены на поставку нефтепродуктов и еще ряда показателей в Евросоюз, будут сняты. А это значит, что добыча иранской нефти увеличится в 2,5 раза. Как сказал министр нефти и газа господин Зангане, за три месяца. Это значит, что со временем они выйдут на уровень той нефтедобычи, которая была до Исламской революции — от 4,5 до 6,5 млн баррелей в сутки. Для сравнения, Саудовская Аравия сейчас добывает чуть больше 10 млн баррелей в сутки. Для Ирана это означает поступление огромного количества денег, которые пойдут на организацию промышленности, развитие нефтегазовой промышленности. Иран получит много дополнительных средств, в том числе, нужных для внешней экспансии в Ираке, в Сирии, отчасти в Ливане, Йемене».
По словам Семена Багдасарова, для России это означает появление на мировом рынке мощнейшего конкурента в нефтегазовой промышленности. Соответственно, отмечает эксперт, нефть в ближайшее время будет дешеветь.
«У нас появится конкурент и в газовой отрасли, потому что только началась эта стадия переговоров, когда Роухани стал президентом, он сразу поехал куда? В Турцию договариваться с Эрдоганом о газопроводе. Для нас это означает, что Иран уже предложил, чтобы построили газопровод в Европу через Иран. Это значит, что наш «Газпром» начнут вытеснять на европейском рынке. А кто вам сказал, что китайцы не будут закупать ничего у Ирана? Иран очень хорошо расположен. А теперь еще дальше вас расстрою. Мы долго думали, что будем продавать им вооружение, я всегда думал: смеяться или плакать над глупостью наших некоторых то ли экспертов, то ли чиновников внешней политики. Мы искренне полагали, что иранцам предлагали через полгода снять эмбарго на поставку оружия, а сейчас какой результат? Пять лет, через пять лет можете поставлять. И даже не это главное. А кто сказал, что именно мы там будем доминировать? Мы доминировали в свое время в 90-х годах. А сейчас нет такого. Вы знаете, что на вооружении иранской армии находится огромное количество вооружения, американского, в том числе, которое находится в строю, которое тоже нужно модернизировать».
Владимир Путин заявил, что Россия приветствует соглашение по Ирану, и что Москва будет делать все от нее зависящее, чтобы Венские договоренности в полной мере работали.
Между тем, в Тегеране уже заявили что Иран постарается после снятия санкций максимизировать экспорт нефти, а также восстановить свою долю на европейском рынке в размере 42-43%.
Эти планы Тегерана комментирует член экспертного совета Союза нефтегазопромышленников России Эльдар Касаев.
Эльдар Касаевчлен экспертного совета Союза нефтегазопромышленников России«Мы уже привыкли к тому, что иранцы, при всем уважении, все-таки, делают заявления, которые являются больше информационным давлением на конкурентов, чем реальностью. Давайте посмотрим. На сегодняшний день, понятное дело, что инвестиционный климат не располагает к тому, чтобы иностранные инвесторы двинулись на иранский рынок и резко начали взвинчивать темпы добычи и экспорта нефти. Хочу особо подчеркнуть, что без иностранных технологий самостоятельно Ирану не справиться. На мой взгляд, Тегерану потребуется где-то год. Потому что надо понимать, что нужны инвестиции, нужно привлечь подрядчиков, нужно также минимизировать риски в правовой плоскости. Конечно же, цены на нефть сейчас уже реагируют, мы видим падение, но оно не такое большое, как могло бы быть, потому что иранский фактор уже давно на повестке дня, трейдеры его учитывают. Сейчас, я думаю, в самое ближайшее время, возможно, рынок отыграет этот фактор, потому что уже пойдут заявления, в том числе, возможно, и иранских экспертов о том, что в ближайшее время большого объема нефти на рынке мы не увидим. Но вот 16 год, это будет, конечно, год непростой».
Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху сказал что соглашение по иранской ядерной программе — «это огромная ошибка исторического масштаба», сообщает Reuters.
Как соглашение по Ирану обсуждают в Израиле, рассказывает независимый аналитик Александр Этерман.
Александр Этерманнезависимый аналитик«Трактуют в зависимости от темперамента оратора, либо как продажу Чехословакии Гитлеру, либо как величайшую ошибку — признак наивности Запада. Афоризм последний был, что это некоторое среднее, между Мюнхеном и договором 94 года или какого он там был, с Северной Кореей, который не привел к тому, что Северная Корея не получила ядерного оружия, что Иран обманет. Все это — чистейшей воды победа Ирана, который отстоял, переиграл и так далее, что доверять ни единому слову нельзя. Но на самом деле, позиция настолько неконструктивная, настолько не связанная с содержанием договора, то есть о чем бы они там ни договорились, даже если бы Иран гарантировал прекращение своего существования, то все равно показалось бы мало».
Действие соглашения с Ираном начнется в течение 90 дней с принятия соответствующей резолюции Совбеза ООН, сообщил госсекретарь США Джон Керри. Как ожидается, в Совбезе резолюция будет представлена на следующей неделе.
Как сообщает Reuters со ссылкой на свой источник, Иран получит доступ к более чем 100 млрд долларов замороженных счетов только после того, как соглашение вступит в силу. Это, в свою очередь, зависит от того, когда Иран ограничит свою ядерную программу и МАГАТЭ это подтвердит. По условиям соглашения, как сообщает Bloomberg, Иран должен подтвердить выполнение своих обязательств до 15 декабря этого года.
Глава российского МИДа Лавров напомнил, что Барак Обама ранее говорил, что, если удастся урегулировать иранскую ядерную программу, то «отпадет» задача создания европейского сегмента ПРО.