Катастрофа Boeing: Малайзия готова назвать виновных
Сделают ли Россию ответственной за гибель 298 человек? Есть эксперты, которые считают, что версии российской стороны о крушении лайнера были взаимоисключающими, и это, по их словам, может настроить на определенные мысли
Читать на полной версииСледствие о крушении Boeing под Донецком близко к тому, чтобы назвать виновных. Об этом заявил премьер Малайзии Наджиб Разак на траурной церемонии, приуроченной к приближающейся годовщине трагедии. По его словам, сейчас у следствия есть «ясная картина» причин катастрофы, но расследование будет продолжаться по крайней мере до конца года. Слова политика приводит «Россия 24».
Наджиб Разакпремьер-министр Малайзии«Мы не будем указывать пальцем, однако уверены, что уже совсем близко к тому, чтобы назвать виновных в крушении лайнера. Малайзия осуждает безжалостные, жесткие, варварские действия тех, кто стоит за падением самолета. И тем не менее, детальное расследование продолжается. Оно может продлиться до конца года. Мы в полной мере сотрудничаем со всеми сторонами для получения объективной картины».
Глава правительства Малайзии рассказал, что в прошлом году в первые дни после катастрофы ему пришлось принять трудное решение и вступить в переговоры с Александром Бородаем, который тогда руководил ДНР. «Это беспрецедентный случай в истории Малайзии, когда мы вели переговоры с мятежником, но это было сделано с целью возвращения тел погибших и «черных ящиков», — сказал Разак.
После катастрофы озвучивались несколько версий крушения. Власти Украины утверждают, якобы самолет могли сбить ополченцы из системы «Бук». Со стороны США также звучали заявления, согласно которым борт якобы был сбит с территории, контролируемой ДНР и ЛНР. Вашингтон не считает, что украинские военные причастны к трагедии. В свою очередь, российские официальные лица приводили данные о том, что лайнер мог быть сбит украинской ракетой класса «земля-воздух» или «воздух-воздух». Президент Института стратегических оценок Александр Коновалов опасается, что в итоге в катастрофе могут обвинить Россию.
Александр Коноваловглава Института стратегических оценок«Сейчас каждая из сторон пытается от себя отвести возможный удар, потом что это очень серьезный не столько политический вопрос, сколько вопрос безопасности и вопрос экономический. Дело в том, что когда будут названы виновные, против них будет возбуждено судебное дело, их родственники, скорее всего, потребуют компенсации за погибших, которые считаются достаточно широкими мазками: сколько человек мог бы в среднем прожить, сколько он мог бы заработать. Это почти 300 жизней, за которые придется платить виновным. Во всяком случае, с них попытаются взыскать. И я боюсь, получится, если в качестве виновной будет названа Россия — даже не как непосредственный исполнитель, но как снабдившая техникой тех, кто не очень умеет ей пользоваться, — сумма может оказаться очень значительной, вполне сопоставимой с той, что мы заплатили за «Мистрали» Франции. Речь идет о порядка 1 млрд долларов или даже выше. Чтобы определить, кто виновен, нужно решение международной комиссии, но только оно будет принято — это не будет автоматически означать, что мы должны платить. Это будет означать: если на нас подадут в международный суд, мы должны будем в этом разбирательстве участвовать и доказывать свою невиновность. Что будет сделать достаточно сложно: на мой взгляд, с информацией об этом Boeing мы вели себя достаточно странно. Каких только версий не выдвигали — и все время официальные. И что был штурмовик Су-25 украинский, даже интервью печатали с пилотом, который видел, как он улетал вернулся без ракет класса «воздух-воздух»... Был отчет фирмы «Алмаз-Антей», которая производит зенитные «Буки». Можно много разбираться, но версии, которыми мы нагромождали свое оправдание, взаимоисключающие. Это настраивает на мысль о том, что какая-то доля нашей вины в этом есть».
Недавно Малайзия призвала сформировать международный трибунал по делу о крушении самолета, с такой инициативой ранее выступали и Нидерланды. В Москве идею назвали «преждевременной и нелогичной». О том, что создание международного трибунала не имеет смысла до завершения Нидерландами официального расследования катастрофы, заявили и некоторые депутаты Бундестага. Похоже, что многие материалы, касающиеся трагедии, так и не были исследованы, считает главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко.
Игорь Коротченкоглавный редактор журнала «Национальная оборона»«Возникает вопрос: где записи, изъятые Службой безопасности Украины у днепропетровских диспетчеров? Где фамилии этих людей? Об этом ничего не говорится. Почему до сих пор не проведена экспертиза украинских ракетно-зенитных комплексов «Бук», развернутых в районе катастрофы? Тоже почему-то комиссия абсолютно игнорирует эти факты. Почему не используются материалы экспертного заключения концерна «Алмаз-Антей», который дал совершенно четкую картину развития катастрофы в динамике и представил соответствующие экспертные материалы? Насколько я знаю, комиссия, расследующая катастрофу, почему-то достаточно прохладно отнеслась к докладам российских профильных специалистов. У меня очень большие сомнения в том, что создание некоего трибунала в ООН позволит пролить свет на истину. Прежде всего, комиссия должна взять за основу всю ту документальную базу, которая сегодня существует для того, чтобы сделать правильные выводы. И самое главное, провести соответствующие следственные мероприятия на Украине».
Boeing потерпел крушение в Донецкой области 17 июля прошлого года. На борту находились 283 пассажира и 15 членов экипажа, все они погибли. Большинство из них были гражданами Нидерландов.