ФСБ хочет засекретить данные о владельцах недвижимости
Свободный доступ к такой информации в последнее время снизил количество «нечистых» сделок с недвижимостью. Зачем же спецслужбам понадобилось прервать положительную тенденцию?
Читать на полной версииФСБ предлагает закрыть доступ к данным о владельцах недвижимости. Подготовленный документ размещен на портале проектов нормативных правовых актов.
Авторы поправок указывают, что информация о владельцах недвижимости «может использоваться в преступных, либо компрометирующих целях». Ни юристы, ни эксперты рынка недвижимости, ни политологи не видят в этой инициативе ничего кроме политики.
Сегодня данные о владельце того или иного объекта недвижимости предоставляются по запросу любого гражданина и сделано это было для обеспечения юридической чистоты сделок с недвижимостью. Зачем это отменять? Задается вопросом управляющий партнер компании UNIKVART Артем Цогоев.
Артем Цогоевуправляющий партнер компании UNIKVART«Это, прежде всего, вопрос политический, потому что много общественных деятелей сейчас запрашивают информацию из Росреестра по поводу недвижимости чиновников. Я думаю, что это сделано, чтобы это ограничить. С моей точки зрения, как человека, который работает на рынке недвижимости, конечно же, это серьезная мера по ограничению прозрачности сделок. Отсутствие доступа к такого рода информации, это, конечно, негативный сигнал для всего рынка недвижимости. Сложная ситуация создается, и я, честно говоря, не очень понимаю зачем».
Такой шаг очень логично вписывается в общую картину после принятия Думой закона о забвении, обязывающего Интернет-поисковики удалять ссылки на информацию, которая показалась тому или иному гражданину недостоверной.
Но если слуги народа хотят просто скрыть всю неудобную информацию о себе, пусть скроют, зачем трогать простых людей, которым сокрытие информации о владельцах недвижимости сильно осложнит жизнь, говорит председатель коллегии адвокатов «Ваш юридический поверенный» Константин Трапаидзе.
Константин Трапаидзепредседатель коллегии адвокатов «Ваш юридический поверенный»«Если необходимо было избежать попадания в СМИ и общие базы данных информации о каких-то крупных чиновниках или госслужащих, то ее можно было засекретить изначально, что гораздо проще, чем брать и запрещать закрывать информационную базу данных. До этого эта база данных создавалась и раскрывалась именно для того, чтобы упростить жизнь гражданам и избежать большого количества мошенничества на рынке недвижимости, который, кстати, реально упал именно в связи с тем, что база данных стала открытой».
С точки зрения политолога, инициатива тоже выглядит странно: общественники и журналисты нашли уже столько информации о недвижимости высокопоставленных чиновников, но ведь ничего не произошло, все на своих местах, кроме, разве что, пионера Пехтина и еще парочки депутатов и сенаторов, которые сами ушли, предпочтя свои активы госслужбе.
Так если раскрытие информации почти никогда ни к чему не приводит, зачем ее скрывать? Но кроме «зачем» есть еще один интересный вопрос, говорит директор центра стратегического анализа Института инновационного развития Андрей Иванов.
Андрей Ивановдиректор центра стратегического анализа Института инновационного развития«Все наши чиновники должны декларировать свою собственность и честно ее указывать, поэтому эта инициатива ФСБ непонятно как соотносится с уже существующим российским законодательством. Ведь человек, который хочет куда-то избраться, или человек, который занимает ответственный пост, обязан все свои доходы и свое имущество декларировать и выставлять в открытый доступ».
Предполагается, что предложенные ФСБ поправки вступят в силу в марте 2016 года. К слову, недавно «Новая газета» сообщала, что обнаружила незадекларированную элитную квартиру у семьи «второго человека в ФСБ» Сергея Смирнова, рыночная стоимость которой равна его задекларированному доходу за 10 лет.
Квартира была вычислена по страховому номеру СНИЛС. В ФСБ сообщили, что недвижимость не попала в декларацию по «технической ошибке». А вскоре после этого Росреестр убрал СНИЛС из предоставляемых выписок.