Президент Литвы Даля Грибаускайте предложила грекам покинуть еврозону и отказалась за них платить. Это одно из самых жестких заявлений в сторону Афин со стороны соседей по Евросоюзу. Говорить с Грецией в подобном тоне не считают нужным даже ее главные кредиторы Германия и МВФ. Почему президент Литвы позволяет себе недипломатические заявления и какое прозвище она получила в Европе?

Корректность и сдержанность не ее конек. Может быть, поэтому в Европе президент Литвы заработала прозвище «стальная магнолия». У Дали Грибаускайте черный пояс по каратэ, она открыто признается, что «любит строить мужчин» и озвучивает самые жесткие политические заявления. На этой неделе досталось премьер-министру Греции Алексису Ципрасу. Грибаускайте напомнила ему, что время пиров за чужой счет прошло, и в еврозоне больше не будут платить за безответственное поведение Греции. И хотя Литва никак не может назвать себя кредитором Афин, именно Даля предложила Ципрасу отказаться от евро.

Год назад Грибаускайте назвала Россию «террористическим государством», на что МИД РФ заметил: в подобной манере не высказываются даже национал-радикалы в Киеве. Почему глава Литвы не придерживается традиционной для глав государств дипломатии?

Владислав Шведэкс-депутат Верховного совета Литвы«Дама стремится попасть наверх. Она здорово провалилась с европейским партнерством, когда мнила себя председателем Евросоюза. Видите, не получилось. Сейчас она хочет отыграться по-другому. Она является обычной стандартной советской коллаборационисткой. У нее очень сильно развит комплекс. Она в отношении России готова идти на все, чтобы только никто не мог поставить ей в вину ее советское прошлое».

Партийное советское прошлое в жизни Грибаускайте не было ни продолжительным, ни успешным. В КПСС она вступила в 83-м году. Работала в Академии общественных наук при ЦК партии. В 89-м литовские коммунисты разделились на два лагеря. Еще через два года закрылась академия, и на этом «советская» карьера Грибаускайте закончилась.

О политическом стиле президента Business FM пыталась поговорить с самими литовцами, и тут возникли трудности. Возможно, из-за общественного мнения, которое транслирует в том числе и глава Литвы. Так, политолог Миндаугас Юркинас предложил в обмен на комментарий ответить на два вопроса: кому принадлежит Крым и была ли оккупация стран Балтии? А литовские журналисты попросили радиостанцию прислать материалы о российском президенте, и только потом обещали разговаривать о своем. Однако на просьбу откликнулся бывший вице-премьер правительства Литвы Зигмас Вайшвила.

Зигмас Вайшвилабывший вице-премьер правительства Литвы«Озлобленность видна, чувствуется, ответственности ноль. Думаю, сейчас она как-то шатается между позицией Германии и Франции с одной стороны, США с другой и России с третьей. И человек не находит сам себя. А платим всем государством за все это».

В марте этого года Грибаускайте заявила о нападении России на Литву в первой фазе — в виде кибератак. Она сообщила журналистам, что странам Балтии надо подготовиться к отражению агрессии России: продержаться три дня, пока не подоспеют войска НАТО.