Праздник непослушания и перспектива наказания
Греки сказали на референдуме «нет», отвергнув ультиматум Евросоюза. Греческий выбор нашел поддержку не только у сторонников левых идей по всему миру, но и у экономистов с мировым именем
Читать на полной версииВо вторник пройдет экстренный саммит европейских лидеров по поводу ситуации в Греции. Какой будет реакция ЕС на итоги референдума? Смягчит ли условия Брюссель или наоборот накажет непокорную страну?
Утром в понедельник европейская реакция в ЕС на референдум была сдержанной и скептичной. Зазор между Грецией и еврозоной расширился, заявили в Еврокомиссии. Зато позицию греков одобрили в Аргентине, Венесуэле. Там поздравили жителей с тем, что они выбрали свободу, а не «гнет европейских капиталистов».
Но не только в Латинской Америке нашлись поклонники греческого выбора. Ведущие мировые СМИ процитировали лауреатов Нобелевской премии по экономике — американцев Пола Кругмана и Джозефа Стиглица. Кругман в своей колонке для The New York Times написал о разном отношении к демократии на ее родине в Греции и в Евросоюзе.
Пол Кругманлауреат Нобелевской премии по экономике«Мы стали свидетелями того, как Греция выстояла против поистине гнусной кампании запугивания и устрашения, попытки запугать греческое общество, вынуждая не только принять требования кредиторов, но и избавиться от своего правительства. Это был позорный момент в современной европейской истории. Если бы эта попытка удалась, она создала бы воистину уродливый прецедент. Европейские институты только что были спасены от собственных худших инстинктов. Демократия важнее, чем любые соглашения по валюте».
В США, кстати, к греческой позиции относятся с пониманием не только эксперты. Недавно президент Барак Обама призвал ЕС смягчить долговое бремя Греции. Сказал, что донесет эту мысль до своих европейских партнеров. И посочувствовал грекам, чья экономика переживает трудные времена. В свою очередь, экономист Джозеф Стиглиц в колонке для Guardian напоминает, что за то время, что Греция выполняла указания ЕС, ее ВВП снизился на четверть. А выиграли от греческого кризиса кредиторы страны.
Джозеф Стиглицлауреат Нобелевской премии по экономике«Поразительно то, что «тройка» кредиторов отказывается взять на себя ответственность за то, что греческая экономика сократилась на 25%. Практически ничего из тех огромных денег, которые получила в долг Греция, в страну не попало. Они были использованы на выплаты частным кредиторам, в том числе немецким и французским банкам».
Лидер французской партии «Национальный фронт» Марин Ле Пен заявила: греческий референдум показал, что европейские народы больше не хотят мириться «с шантажом и промывкой мозгов». Греков поздравили испанские левые. Кстати, в Испании скоро выборы. У оппозиции есть шансы прийти к власти. А госдолг Испании побольше греческого — триллион евро.
Это уже не проблема одной маленькой, но гордой страны, а целый «призрак коммунизма» в Европе. Референдум и реакцию на него можно назвать и «праздником непослушания». Небольшие и проблемные экономики готовы идти и идут наперекор своим старшим товарищам, «дети» не подчиняются «взрослым». Но что если последние накажут непокорных? Финансовых рычагов для воздействия на Грецию у ЕС достаточно. О возможной реакции ЕС говорит немецкий политолог Александр Рар.
Александр Рарнемецкий политолог«В Германии, во Франции, в Европе кое-кто надеялся, что референдум пойдет не в пользу Ципраса, и Ципрас, и его команда должны будут уйти в отставку. Но так не получилось. Не знаю, насколько можно наказывать греческий народ, но я думаю, что Европа должна будет принимать сама свое решение. Пока все это решение перекладывалось на греков, пусть они решают, будет ли реформа, не будет. Сейчас греки хотят остаться в еврозоне».
Вероятно, неслучайно в ЕС после референдума напомнили, что европейской экономике из-за возможного выхода Греции из еврозоны ничего не грозит. Если что — есть стабфонд в полтриллиона евро. А вот греков теперь ждут тяжелые времена, предупредили в Еврокомиссии.
Кстати, позиция ЕС близка некоторым греческим экономистам, которых процитировали российские СМИ — результаты референдума ослабили позиции Афин. Достаточно много тех, кто уверены, что рецепт Брюсселя, а вернее Берлина — есть благо для греческой экономики, которая многие годы жила не по средствам и не хочет отдавать долги.
Будет ли сейчас Европа действовать с прежней жесткостью? Утром 6 июля немецкие СМИ писали, что Ангела Меркель готова к самым суровым мерам. Вечером уже сама канцлер заявила, что уважает выбор Греции. А ЕЦБ готов и дальше кредитовать греческие банки. Продолжая аналогию, может быть, взрослые поняли, что греческого «инфант террибль», все-таки, воспитали они. Наказывать поздно, будет только хуже. Может быть, пришла пора поговорить с ним «как со взрослым».