Меламед считается человеком, близким к Анатолию Чубайсу. Поэтому уголовное дело неизбежно называют атакой как на самого Чубайса, так и на финансовые потоки «Роснано». По версии следствия, 7 лет назад Меламед поручил двум заместителя организовать сделку с корпорацией «Алемар». Она должна была оказывать консультационные услуги. СКР считает, что топ-менеджер являлся учредителем этой компании. На счета фирмы в итоге было перечислено более двухсот миллионов бюджетных рублей.

Следствие не исключает, что таким образом Меламед обеспечил себе «золотой парашют». Теперь бывший руководитель заключен под домашний арест. А само «Роснано» заявляет, что нарушений не было. Тем более, что в то время Меламед в корпорации уже не работал. Анатолий Чубайс заявил, что лично готов прийти на допрос и дать показания по делу.

Леонид Меламед считается одним из ближайших соратников Анатолия Борисовича. Четыре года он был его первым замом по РАО «ЕЭС России». Существует несколько версий происходящего, и одна из них выделяется как главная — это борьба за финансовые потоки «Роснано». Политика может быть вторична, но она тоже присутствует. Согласно планам, оборот компании к 2015 году должен был превысить 900 миллиардов рублей. Комментирует политолог Константин Симонов.

Константин Симоновполитолог«Борьба идет за деньги «Роснано», а в качестве аргумента, почему надо Чубайса убрать, может использоваться политическая логика. Недавно состоялись шумные дебаты Чубайса и Навального. И это тоже можно трактовать как то, что Чубайс опять затеял какие-то нехорошие игры. Он извиняется перед Навальным, и вообще неизвестно, что у него там на уме».

На первый взгляд, ситуация выглядит как классический пример борьбы между либеральной и силовой составляющей элит. Нельзя исключать, что дебаты с Навальным, действительно, вызвали раздражение. Последнего наверху считают нерукопожатным, а тут высокий чиновник дебатирует, а то и дает понять — зачем ссориться, мы здесь все либералы. С другой стороны, припоминается, что именно Навальный выступал с критикой «Роснано». Сначала было его расследование, потом дебаты и затем уголовное дело против Меламеда. Совпадение? Может быть. Кроме того, напрашивается аналогия с делом замминистра финансов Сергея Сторчака 2007 года, которое называли неудавшейся атакой на тогдашнего министра финансов и главного либерала-реформатора Алексея Кудрина.

Сторчак, просидев 11 месяцев в тюрьме, вышел на свободу. Обвинения с него были сняты. Кудрин победил. Комментирует первый заместитель председателя Совета директоров «Альфа-банка» Олег Сысуев.

Олег Сысуевпервый заместитель председателя совета директоров «Альфа-банка»«Для меня здесь не все чисто. Думаю, что неуверенность, с которой действуют правоохранительные органы, которые сначала заявляли о том, что арестуем, посадим, а потом резко смягчились, говорит ровно о том же, что здесь не все понятно. Думаю, что в этом деле нас ждут новые сюрпризы».

Анатолий Чубайс на протяжении последних лет показательно дистанцировался от политики. За это его активно критикует оппозиционно настроенная общественность. Даже обвиняют в соглашательстве. Тем не менее, можно предположить, что противники Чубайса упирают на то, что в сложной ситуации важно исключить даже намек на финансирование оппозиции или любое другое несистемное поведение. У руля госкорпорации должен стоять более проверенный человек, который уж точно не придет на дебаты к Навальному. Однако Чубайс — фигура влиятельная, наверное, просто так себя утопить не даст.