Как автобусы следят за людьми
В Москве продолжается эксперимент по установке на общественный транспорт систем фотовидеофиксации правонарушений. Стоит ли опасаться, когда автобус рядом?
Читать на полной версииОни следят за нами. Безобидные на вид, зеленые автобусы Мосгортранса. 110 машин, с устройствами фотовидеофиксации. Передвигаются по маршруту, пишут обстановку. Потом данные сортирует Центр организации дорожного движения и передает выжимку с нарушителями дорожным инспекторам, которые выписывают штрафы.
Автобусные камеры работают с конца прошлого года. Только в июне в объектив попали четыре тысячи нарушителей, за все время — 19 тысяч. Ловят любителей бросать авто под знаком «Остановка запрещена» и тех, кто выезжает на выделенную полосу. Мнение заместителя главного редактора портала Авто@mail.ru Юрия Урюкова.
Юрий Урюковзаместитель главного редактора портала Авто@mail.ru«Естественно это обходится дешевле, чем содержать экипаж паркона, закупать отдельные машины, оборудование. Фактически, все ограничивается установкой определённой видеокамеры с определенным программным обеспечением. Все данные поступают в единый центр обработки. Эта мера достаточно эффективна с точки зрения государства, потому что затраты минимальные, а получение штрафов при помощи автоматизированных систем, как мы видим, очень эффективно, и достаточно серьезно пополняются местные бюджеты. Я думаю, что такая практика будет развиваться, нам придется ждать еще более оригинальных идей по внедрению различных средств слежения, и не только на машины ГИБДД или парконы».
Теперь насколько все это законно? Во-первых, на автобусах нет предупреждающих знаков о видеосъемке. Во-вторых, ничего не известно о сертификации камер. Могут ли они привязать нарушение к координатам на местности? На выделенную линию можно выезжать для поворота, а если там автобус с камерой? Как доказывать свою правоту? Или от греха подальше пропускать все автобусы в прямой видимости?
Часть этих вопросов мы адресовали специалистам ЦОДД. Там оперативно ответить не смогли. Есть и другие сложные моменты. К примеру, автобус ловит машину на выделенке, а через сто метров ее еще раз ловит стационарная камера: сколько раз водитель заплатит штраф? Отвечает юрист Виктор Вэскер.
Виктор Вэскерюрист«Привлекать лицо к административной ответственности можно лишь за один проступок. То есть, нельзя дважды-трижды-четырежды наказывать одного автолюбителя, за то, что он нарушил ПДД в конкретном месте. Если человек двигается на выделенной полосе, на определённой улично-дорожной сети, и его в этот момент запечатлели две камеры, допустим, одна камера в автобусе, а вторая на фонарном столбе, то конечно, он привлекается к ответственности лишь в соответствии с показаниями одной камеры либо двух камер. Но привлекается к ответственности исключительно единожды нельзя дважды его оштрафовать».
Пока системами фиксации правонарушений оборудованы автобусы одного маршрута. 902-го. Проект пилотный. Но судя по результатам, следить за нарушителями ПДД скоро будет весь общественный транспорт. Решение в чем-то изящное. В отличие от стационарных, об автобусных камерах никто не знает, в отличие от сотрудников ГИБДД их никто и не видит. Большой зеленый просто тихо следит за тобой.