Греция стала первой страной с развитой экономикой, допустившей дефолт
Есть ли у греческих властей шансы победить в противостоянии с Евросоюзом? В запасе пока остается время, чтобы договориться
Читать на полной версииГреция останется членом еврозоны безотносительно к тому, как проголосуют граждане страны на референдуме 5 июля. Об этом заявил министр финансов ФРГ Вольфганг Шойбле на закрытой встрече в Бундестаге, утверждает агентство Bloomberg. Он подчеркнул, что Европейский центральный банк (ЕЦБ) сделает все возможное, чтобы защитить евро.
Греция стала первой страной с развитой экономикой, допустившей дефолт — так в Международном валютном фонде (МВФ) прокомментировали тот факт, что страна не перевела в положенный срок, а он истек в полночь, почти 1 миллиард 600 миллионов евро в рамках погашения задолженности. Теперь Греция сможет получить финансовую помощь от МВФ только после того, как задолженность будет погашена.
Согласно опросам населения Греции, пока на референдуме против плана кредиторов собираются голосовать больше греков, чем за. Так, согласно одному из опросов, согласиться на условия, поставленные Греции, намерены 37% греков, сказать нет собираются 46%. Остальные пока не определились.
Премьер-министр Греции Алексис Ципрас уже заявил, что если население проголосует «за», то ему придется уйти. А наблюдатели отмечают, что угроза дефолта — проверенный для Евросоюза инструмент давления на политиков.
Есть ли шансы у греческих властей победить в противостоянии с Евросоюзом?
У Греции и ЕС еще есть время, чтобы договориться. В S&P заявили, что дефолтом считается только отказ от коммерческих обязательств. А такие платежи Афинам нужно произвести лишь 10 июля. Греция 30 июня попросила выделить второй пакет помощи. Премьер-министр Ципрас сообщил, что новые кредиты пойдут на оплату старых долгов. Это означает загнать страну в новую финансовую кабалу — экономика Греции и так все эти годы работала на выплату долгов и процентов по ним.
Что интересно, после заявления Ципраса заговорила немецкий канцлер Ангела Меркель. Она считает, что обсуждать новые предложения по Греции нужно уже после референдума. Business FM последнее время регулярно опрашивает греков. Пару недель назад жители в основном были согласны с европейским вариантом выхода из кризиса. Но сейчас настроения меняются, многие говорят, что на референдуме проголосуют против предложения кредиторов.
Григорий Трофимчукпервый вице-президент Центра моделирования стратегического развития«На каком-то этапе граждане Греции могут возненавидеть всех вообще политиков — и Ципраса, в первую очередь, если он не добьется своего. Потому что гражданам Греции нужны результаты, им кушать уже нечего буквально. Здесь есть не просто экономический дефолт, а временной дефолт, лимит времени у самого Ципраса. Потому что граждане Греции не посмотрят, что он пошел наперекор Брюсселю или еще кому-то. Поэтому Ципрасу нужно найти схему, чтобы ослабить этот гнет социально-экономический на собственных граждан».
Афины регулярно делали Брюсселю предложения по выходу из кризиса и в ответ обычно получали ультиматум. Лишь 30 июня, когда рынок ждал банкротства Греции, Брюссель пошел на компромисс: 13% налога для греческих отелей вместо 23%, как раньше предлагали кредиторы. Туристическая отрасль — кормилица греческой экономики. Тем не менее, как сообщили источники Reuters, Ципрас предложение отверг. В его политической жизни происходят ключевые события. Одно дело прийти к власти на волне популярности левых идей в истощенной долговым бременем стране и совсем другое — противостоять Евросоюзу. Можно шантажировать Брюссель выходом из еврозоны. Но и для ЕС возможный дефолт — инструмент давления на неугодного политика. Так уже было с Сильвио Берлускони, который ушел в отставку во время угрозы банкротства Италии. Кстати, 30 июня об этом вспоминали итальянские СМИ, отметив, что власть сменилась, экономика падает, а дефолта все нет. О взаимоотношениях греческого премьера и руководства ЕС рассуждает эксперт Международного института гуманитарно-политических исследований Владимир Брутер.
Владимир Брутерэксперт Международного института гуманитарно-политических исследований«Конечно, Европе не нужен Ципрас, они его и пытаются убрать с самого начала. Безусловно, Грецию нужно показательно построить. Только здесь есть такой момент, что теперь Греция очень опасна для Европы, потому что если Греция сама будет все время переходить в контратаку, то, совершенно непонятно, как реагировать на это Европе. И так обвалились акции многих европейских банков, они потеряли огромные деньги, в принципе, уже совместимые со значительной частью греческого долга».
Bloomberg уже подсчитало: из-за падения европейских рынков в связи с греческим фактором 400 богатейших людей планеты потеряли 70 миллиардов долларов. Хотя можно предположить, что все те же богатейшие люди несколько лет назад заработали очень хорошие деньги на греческих облигациях — они сильно подорожали, когда ЕС и МВФ влили в страну сотни миллиардов евро. Можно обвинять греков в том, что они проели выделенные кредиты и теперь жадно ждут новых траншев. А можно вспомнить, что, следуя плану ЕС, страна оставила без работы четверть населения. Почему Афины настаивали, что нельзя и дальше сокращать пенсии? Потому что для многих семей это стало единственным источником дохода. Ципрас заявил: если греки проголосуют за предложения ЕС, то он уйдет. По сути, поставил на карту свою карьеру. Если 5 июля он выиграет, то останется еще 5 дней, чтобы договориться с ЕС и уже с позиции поддержки 10-миллионного населения.