США пополнили санкционный список российской нефтянкой. В него впервые попали «Газпром», «Лукойл», «Транснефть», «Газпром нефть» и «Сургутнефтегаз». Соответствующий документ опубликован на сайте американского Минфина.

Секторальные ограничительные меры запрещают поставки российским нефтегазовым компаниям товаров и технологий, используемых для освоения месторождений углеводородов на глубоководных участках и арктическом шельфе, а также в сланцевых пластах.

Ничего принципиального не произошло, некоторые компании уже замещают импорт, другие меняют поставщиков, гораздо более сильный удар для отрасли — дешевеющая нефть, считает начальник аналитического отдела компании «Универ — Капитал» Дмитрий Александров.

Дмитрий Александровначальник аналитического отдела компании «Универ — Капитал»«Естественно, это будет означать дополнительные трудности для сотрудничества, прежде всего, не столько для российских компаний, сколько затруднит для крупных иностранных игроков открытое, прямое сотрудничество с российскими заказчиками. В принципе, практика показывает, и российская, и мировая, что все санкции можно при желании, обходить. Наверное, наиболее просто обходятся технологические санкции. Но это естественно удорожает и сильно удлиняет время, скажем, освоения Арктического шельфа. Цена в районе 60 — сегодня гораздо более серьезный ограничитель, к сожалению, и, может быть, более устойчивый. Большинство компаний, в том числе «Транснефть», которая входит в список, занимаются уже даже самостоятельным замещением части технологичного оборудования, производством и даже разработкой на территории России того оборудования, которое нужно серийно».

Санкционная угроза — это не вопрос сегодняшнего дня, речь идет об очень отдаленном будущем, а пока российские компании должны извлекать из санкций пользу, считает генеральный директор «ИнфоТЭК Консалт» Тамара Канделаки.

Тамара Канделакигенеральный директор «ИнфоТЭК Консалт»«Это особо ничем не грозит, потому что речь идет не о сегодняшнем дне, а о будущем. Что касается сланцевых дел — это не тема для России. Что касается шельфа — да, действительно, без западных технологий нам достаточно трудно, как я думаю, поднимать месторождения на шельфе. Но там есть и другие причины, по которым, может быть, сегодня это не так выгодно. Я могу только сказать, что санкции имеют и положительный характер. Может быть, компании повернутся лицом к науке, в итоге. Все-таки будут финансировать российскую науку, которая может разрабатывать такие технологии или хотя бы поднять то, что было когда-то сделано при Советском Союзе».

Накануне сообщалось, что санкционный список расширила и Канада. Под ограничения, в частности, также попали «Газпром», «Газпром нефть», «Сургутнефтегаз» и «Транснефть».