Помощь ЕС — троянский конь для Греции?
Самый популярный вопрос, который обсуждается, — кто виноват в возможном дефолте Греции: сами греки или единая Европа со своей политикой?
Читать на полной версииЕвропейские политики жестко выступили в отношении греческого руководства. Смысл высказываний в том, чтобы те проявили ответственность и приняли план, который устроил бы всех кредиторов страны. В свою очередь, греческий премьер Алексис Ципрас призвал соотечественников на предстоящем референдуме 5 июля голосовать против мер жесткой экономии, которые поддерживает ЕС.
В Греции сложилась уникальная ситуация. Такого, наверное, никогда не было, чтобы представители иностранных государств призывали местное население голосовать на референдуме «за», а собственное правительство «против». 5 июля граждан страны спросят, согласны ли они принять план жесткой экономии, на котором настаивают международные кредиторы. Премьер Ципрас заявил, что его народ документ не поддержит. Опросы пока дают неоднозначную картину: 45-50% готовы сказать «да» плану кредиторов, что фактически означает поддержку членства Греции в еврозоне.
Кроме предстоящего плебисцита, самый обсуждаемый вопрос — кто виноват: сами греки, которые жили не по средствам с пенсиями от 500 до 1000 евро, с 13-й и 14-й зарплатами, или же неправ ЕС со своей политикой. Так называемые страны-лидеры сначала подсадили греков на дешевые кредиты, а потом потребовали расплаты по долгам. Одновременно европейская политика квот нанесла непоправимый удар по промышленности и сельскому хозяйству страны. Еврокомиссия, чтобы не допустить перепроизводства товаров, ввела становые спецификации. В Греции возник перекос от реального производства в сторону сферы услуг, то есть классический пример эксплуатации сильными слабых. Хотя с другой стороны — сами-то куда смотрели? Понятно, нельзя же жить за счет иностранных кредитов — рано или поздно их придется отдавать. Тем более, что экономика получила дешевые деньги: можно было бы ими как-то по-другому распорядиться, да и с введением евро зачем было торопиться, продолжает главный эксперт центра экономического прогнозирования Газпромбанка Егор Сусин.
Егор Сусинглавный эксперт центра экономического прогнозирования Газпромбанка«Греция занимала, занимала дешево. Германия наращивала свой экспорт, и более конкурентоспособные страны наращивали свой экспорт, их экономика росла, и, в общем-то, все было позитивно до того момента, пока не пришла неплатежеспособность. Та ситуация, в которой оказалась Греция, это результат неэффективности финансово-экономического пространства еврозоны. За это ответственность лежит не только на Греции, но и на всех странах еврозоны».
Есть еще один популярный тезис: Греция на референдуме говорит «нет» плану кредиторов, выходит из еврозоны и затем резко меняет политический курс — становится страной левого толка с ориентацией на Россию и Китай. В этой связи, представляется, Ципрас не зря был главным гостем на петербургском форуме. В свою очередь, и Китай с охотой готов помогать Греции. Правда, Пекин свое стремление объясняет желанием сохранить стабильность еврозоны. ЕС наряду с США — его крупнейший партнер. Версию о развороте Афин разбивает старший научный сотрудник Института международных исследований МГИМО Леонид Гусев.
Леонид Гусевнаучный сотрудник Института международных исследований МГИМО«Нет, конечно, ну что вы. Это страна НАТО, которая давно находится, так сказать, в организации, важна для США, потому что если Турция запирает проливы, Босфор и Дарданеллы, Греция находится совершенно рядом. То есть это две очень важные стороны на выходе из Средиземного в Черное море. Поэтому какого-то разворота в другую сторону, конечно, не будет».
Надо сказать, что и сама Россия, несмотря ни на что, не очень развернулась на восток или отвернулась от ЕС. О введении драхмы пока говорят как о фантастике. Решение должно быть найдено — это бьет по европейской архитектуре.