Депутата Пономарева заочно обвинили в растрате 22 млн фонда «Сколково»
Следственный комитет вручил постановление о привлечении Пономарева в качестве обвиняемого его адвокату Марии Баст (Архиповой). Сам фигурант уголовного дела находится за границей и пока возвращаться не собирается
Читать на полной версииСледственный комитет России предъявил заочное обвинение находящемуся за границей депутату Госдумы от «Справедливой России» Илье Пономареву в растрате средств фонда «Сколково» на сумму более 22 млн рублей. С постановлением о привлечении в качестве обвиняемого следователи ознакомили адвоката парламентария Марию Баст (Архипову). Она считает, что в действиях народного избранника нет состава преступления и намерена обжаловать решение следствия.
Примечательно, что ранее Мария Баст была известна как адвокат Евгений Архипов. Клиентами известного защитника, председателя ассоциации адвокатов «За права человека», были многие гражданские активисты и представители оппозиции. В частности, Архипов защищал фигуранта дела о беспорядках в 2010 году на Манежной площади Руслана Хубаева. Кроме того, он представлял интересы лидера незарегистрированной партии «Другая Россия» Эдуарда Лимонова. Впоследствии юрист решил сменить пол и стал женщиной.
Мария Баст (по паспорту Архипова) сегодня приехала к 15:00 в Главное следственное управление СКР для того, чтобы ознакомиться с постановлением о привлечении Пономарева в качестве обвиняемого. Как рассказала BFM.ru защитница, процедура заняла не более получаса. «Следователь вручил мне постановление, с которым я бегло ознакомилась», — сказала Мария Баст.
Дорогие лекции
Народному избраннику инкриминировали пособничество в растрате (ч.5 ст. 33 и ч.4 ст. 160 УК РФ) более 22 млн рублей, которые совершил старший вице-президент «Сколково» Алексей Бельтюков. Именно он, как считает следствие, необоснованно распорядился выделить Пономареву в 2011-2012 годах 750 тысяч долларов: за 300 тысяч долларов депутат должен был прочитать десять лекций в ряде городов России, а за 450 тысяч долларов — выполнить научно-исследовательскую работу.
Следователи пришли к выводу, что некоторых лекций вообще не было, а многие длились не более двадцати минут. Алексея Бельтюкова решили от работы отстранить. Ему предъявили обвинение в растрате, оставив под подпиской о невыезде. А вот для того, чтобы привлечь к ответственности депутата, СКР пришлось получить разрешение Госдумы. 7 апреля нижняя палата парламента лишила эсера депутатской неприкосновенности. После этого 9 июня в отношении Пономарева возбудили дело.
Отсутствующий депутат
Сам Пономарев после того, как история с гонорарами стала набирать оборот, уехал за границу. По некоторым данным, он находится в США. Теперь он уже там читает лекции, что вызывает одобрение не у всех. Так, лидер «Справедливой России» Сергей Миронов весьма резко высказался на этот счет, сказав, что «чтение лекций в институте, который курирует ЦРУ, о том, как свергать власть в России, не что иное, как измена Родине».
С сентября прошлого года Пономарев не появляется на рабочем месте в Госдуме, а также в Новосибирской области, от которой он избирался.
Позиция защиты
Мария Баст не смогла назвать точное местонахождение своего клиента. По словам защитницы, она поддерживает связь с Пономаревым по телефону, с помощью Skype и социальных сетей. «Он очень любит Россию и не теряет надежды вернуться, а какое он решение примет, я не знаю», — сказала она BFM.ru. Адвокат считает, что в действиях ее подзащитного нет состава преступления и намерена обжаловать постановление о привлечении в качестве обвиняемого. «Мы считаем, что дело политически мотивировано. Это политическое преследование, — полагает она. — Попытка обвинить Пономарева в экономическом преступлении это всего лишь прикрытие для того, чтобы оказывать давление на него». Защитница пообещала предпринять «все юридические шаги» для того, чтобы добиться прекращения дела и «заставить наших правоохранителей соблюдать закон». «Если закон соблюдать, то уголовного дела не будет — оно сразу же будет закрыто, так как нет признаков преступления», — уверена Баст. Она считает, что дело о «сколковских гонорарах» носит гражданско-правовой характер. «Если человек кого-то обманул, то он не станет выплачивать деньги, он будет прятаться — попробуй с него взыщи. А здесь человек возвращает», — заметила защитница.
По закону действия следователя могут быть обжалованы в суде, в прокуратуре и у вышестоящего руководства Следственного комитета.
27 августа 2013 года Гагаринский суд Москвы частично удовлетворил иск фонда «Сколково» к Илье Пономареву. Заявитель требовал взыскать с парламентария 9 млн рублей, выплаченных ему за десять лекций. Однако суд счел, что ответчик должен выплатить истцу в три раза меньше — около 3 млн рублей. Пономарев обжаловал решение суда. Однако оно было признано законным и Московским городским, и Верховным судом России. После этого Пономарев начал выплаты, которые осуществляются из его депутатской зарплаты.