Бельгия размораживает российские счета
Как бы то ни было, РФ все равно не права, заявляя, что не желает признавать юрисдикцию Гаагского суда, подчеркивают юристы. Она сама ведет в нем свои процессы, в частности, сейчас идет разбирательство по иску «Газпрома»
Читать на полной версииВ Бельгии разблокирована часть счетов российских дипмиссий. В понедельник это произойдет с остальными счетами. Об этом сообщил глава МИД Бельгии Дидье Рейндерс. По его словам, в данный момент разблокированы счета, которыми российские диппредставительства располагали в банке ING — его услугами пользовались посольство России в Бельгии, а также российские постпредства при НАТО и ЕС.
Недавно Рейндерс сказал, что Брюссель попытается запретить арест счетов дипмиссий. Он подчеркнул, что правительство не может вмешиваться в юридическую процедуру, которая привела к этому, но попытается ее изменить.
Об аресте российских госактивов в Бельгии и Франции стало известно несколько дней назад. Блокировку связывали с решениями Европейского суда по правам человека и Гаагского арбитража по делу ЮКОСа. Ранее Владимир Путин на встрече с руководителями мировых информагентств в Петербурге сообщил, что Россия будет защищать свое имущество за рубежом юридическим путем и не признает юрисдикцию Гаагского третейского суда.
Это заявление Путина удивило юристов-международников: Россия сама активно прибегает к помощи Гаагского третейского суда. В настоящее время, например, там идет разбирательство по иску «Газпрома».
Алексей Карпенкостарший партнер адвокатского бюро Forward Legal«Когда акционеры ЮКОСа инициировали спор против РФ, та в 2006 году приняла участие в заседании третейского суда, который был сформирован на основании Энергетической хартии, после чего с оговорками, но тем не менее признала юрисдикцию этого суда. Коль скоро РФ приняла участие в заседании суда, в формировании его состава и утвердила процедуру судопроизводства, суд счел, что юрисдикцию Россия признала. Когда сейчас Владимир Владимирович Путин говорит о том, что РФ не признает юрисдикцию третейского суда Гааги, который был сформирован на основании Энергетической хартии, мы ставим себя в крайне уязвимое положение, поскольку Россия судилась на протяжении почти 10 лет в этом суде, и до тех пор, пока это решение не будет отменено в городском суде Гааги, это решение является обязательным. И акционеры ЮКОСа имеют право арестовывать имущество РФ, где бы оно ни находилось, и обращать на него взыскания. У России есть единственный аргумент, пока решение третейского суда не будет отменено: то имущество, которое находится за пределами РФ и принадлежит ей, обладает так называемым иммунитетом. То есть на него не может обращаться взыскание. Обладает то или иное имущество иммунитетом, это вопрос отдельного судебного разбирательства в каждой стране. Например, сейчас процедуры ареста и исполнения инициированы в Бельгии, во Франции. Соответственно, в государственных судах этих стран Россия должна будет доказывать: то имущество, которое сейчас было арестовано или на которое собираются наложить арест, находится под государственным иммунитетом, и на него не может быть обращено взыскание».
Ранее глава МИД России Сергей Лавров заявил, что Россия добивается отмены прежде всего ареста счетов своих дипломатических учреждений, но в любом случае ответит взаимностью — будет арестовывать собственность иностранных компаний с государственным участием. Первый вице-премьер Игорь Шувалов высказался более сдержанно. РБК он заявил, что в сложившейся ситуации должны работать «первоклассные адвокаты», которые смогут отстоять позиции России в зарубежных судах. Глава кремлевской администрации Сергей Иванов сказал в программе «Вести в субботу», что «ни на йоту не сомневается — ответные меры будут».
На днях стало известно, что бельгийские судебные приставы пытаются использовать российское имущество для погашения претензий компании Yukos Universal Limited в рамках решения суда. В частности, приставы направили банкам, компаниям и некоммерческим организациям на территории Бельгии предписание в 15-дневный срок представить список российских госактивов.
МИД России сообщил об аресте счетов посольства в Бельгии, а также постоянных представительств России при ЕС и НАТО в Брюсселе. Действия по замораживанию российских активов были предприняты во Франции. Помощник президента России Андрей Белоусов заявил в интервью Forbes, что французские компании обратились к российским контрагентам, аффилированным с государством, с просьбой задерживать оплату по счетам из-за риска ареста активов.