Российский газовый проект в Греции поможет Афинам расплатиться с долгами. Об этом заявил Владимир Путин на встрече с руководителями международных информагентств в Санкт-Петербурге, передает Associated Press. «Если ЕС хочет, чтобы Греция расплатилась по долгам, он должен быть заинтересован в росте греческой экономики. ЕС должен аплодировать нам. Что плохого в создании рабочих мест в Греции?» — сказал российский президент.
Накануне на Петербургском международном экономическом форуме был подписан меморандум о строительстве и эксплуатации греческой части «Турецкого потока». В свою очередь, глава ВТБ Андрей Костин заявил, что его кредитное учреждение хотело бы поучаствовать в приватизации греческих активов, но не уточнил, каких именно. Ранее сообщалось, что греческое правительство рассматривает вопрос приватизации портов в Пирее и Салониках, а также национального оператора железнодорожных перевозок Греции. На вопрос журналистов о том, просила ли Греция денег у ВТБ, глава второго по величине активов банка России сказал, что нет. Но, Костин добавил: «Я был дал нашим ребятам». Business FM обсудила это с советником по макроэкономике гендиректора брокерского дома «Открытие» Сергеем Хестановым.
Каким образом греческая часть «Турецкого потока» может помочь Афинам расплатиться с долгами и в какой вообще перспективе?
Сергей Хестанов: Теоретически, имелись в виду будущие возможные платежи за транзит, которые, в принципе, могли бы способствовать тому, чтобы греческое правительство рассчиталось по долгам. Но нужно отметить, что греческая территория небольшая. Как следствие, размер транзитных платежей предполагается достаточно скромный. И если сравнить размер предполагаемых транзитных платежей с задолженностью Греции, понятно, что расплата по этому долгу из этого источника займет не то, что много лет, а, скорее всего, много столетий..
Звучало, что «ВЭБ Капитал» намерен финансировать проект, стоит он 2 млрд долларов. Что с этого может получить компания?
Сергей Хестанов: В случае успешной реализации кредитор может получить доход от данного кредита. Но существует целый набор довольно сложных и трудно предсказуемых проблем, связанных с получением разрешения от властей Еврокомиссии на данный проект, поскольку газотранспортная сфера в Евросоюзе довольно сложным образом регулируется, и очень часто получение разрешения становится заметной проблемой. Достаточно вспомнить историю «Южного потока».
Возвращаясь к заявлению главы ВТБ, о каких греческих активах может идти речь?
Сергей Хестанов: Уже давно, где-то, наверное, даже с начала долгового кризиса в Греции в 2010 году, многие российские компании проявляли интерес к элементам транспортной инфраструктуры. Это, с одной стороны, два порта — в Салониках и в Пирее, с другой стороны, подходящие к ним железные дороги. Потому что с точки зрения экономики это достаточно привлекательные проекты, которые при небольшой модернизации, грамотном управлении потенциально могут быть весьма интересны.
А почему именно греческие-то активы? Проще сейчас на этот рынок зайти?
Сергей Хестанов: Абсолютно верно. Если вспомнить то, как российские компании пытались выходить на европейские рынки, причем особенно интенсивно это было в период с 2005-го по 2008 год, так называемые тучные годы, когда у российских компаний были существенные финансовые ресурсы, как показал опыт, власти европейских стран и европейский бизнес не проявляли большой заинтересованности в том, чтобы наши компании приходили на европейский рынок. С этой точки зрения, то финансовое положение, в котором находится Греция сейчас, — в принципе, она с 2010 года в таком положении — делает потенциально благоприятной возможность выхода на этот рынок. Другой вопрос — вопрос надежности этих инвестиций. Как показывает многолетний опыт, способность греческих властей выполнять свои собственные решения находится под большим вопросом. Поэтому возможна ситуация, когда разрешение будет дано на одних условиях, а спустя некоторое время, после того, как российские компании произведут значительные инвестиции, не исключено, что греческие власти могут эти условия пересмотреть.
Поможет ли Афинам расплатиться с кредиторами греческая часть «Турецкого потока»? И насколько привлекательны сейчас инвестиции в греческие активы? На эти вопросы в эфире Business FM ответил вице-президент инвестиционной компании «Золотой монетный дом» Алексей Вязовский.
Алексей Вязовский: Греция должна своим кредиторам больше 300 млрд евро. Ну, 3-5 млрд получит, если даже договорится Путин с Ципрасом, авансом под строительство... но это капля в море, даже 2-3% от их проблем.
Заявление Костина об участии в греческой приватизации: если предположить, что речь идет об объектах транспортной инфраструктуры — портах, железных дорогах — в чем смысл таких инвестиций для ВТБ?
Алексей Вязовский: Ну, видимо, в том, что эти активы отдаются с каким-то дисконтом. Дело в том, что Грецию торопят кредиторы для того, чтобы они проводили приватизацию, получали доходы в бюджет, с этих расходов рассчитывались по кредитам... Но там сумма-то тоже не очень большая. Вот вы упомянули порт в Салониках, есть еще оператор подвижного состава, дорожная компания, еще у них госэнергокорпорация... там порядка 100 млн евро греки планируют выручить. Но 100 млн евро — и 3 млрд евро долгов!
А ВТБ это что-то даст?
Алексей Вязовский: Для ВТБ это способ войти в активы, которые продаются с большим дисконтом. Там еще большую заинтересованность проявляют РЖД к транспортным объектам. По всей видимости, ВТБ будет финансировать, кредит выдавать на это дело.
Насчет надежности таких инвестиций: насколько они могут быть таковыми с учетом угрозы дефолта Греции, возможного выхода страны из ЕС?
Алексей Вязовский: Сейчас этого просто никто сказать не может. Дело в том, что не известно, по какому сценарию Греция будет выходить из зоны евро и, возможно, из ЕС, и к чему это все приведет: к крушению банковской системы, бегству капитала, будет ли запущена национальная валюта драхма, запущена параллельно с евро или вместо евро... Невозможно просчитать риски, которые будут сопровождать данные сделки, планируемые ВТБ и другими нашими участниками.
Тем временем Греция готова сделать кредиторам новое предложение накануне саммита ЕС, который состоится в понедельник. Об этом заявил госминистр по координации правительственной работы. Суть предложения он не уточнил.