Тверской суд Москвы арестовал бывшего основателя и основного владельца Мособлбанка Анджея Мальчевского и топ-менеджера кредитного учреждения Юлию Зедину. Про версии Следственного департамента МВД, вместе с соучастниками они вывели и похитили из банка 70 миллиардов рублей вкладчиков. В ближайшее время следствие намерено объявить в розыск сына Анджея Мальчевского Александра и бывшего первого заместителя председателя правления банка Дмитрия Васильева.

Первой на рассмотрение вопроса об избрании меры пресечения в зал суда завели 36-летнюю Юлию Зедину. Было видно, что женщина находится в стрессовом состоянии — она даже не пыталась скрыть слез.

Как украли 70 миллиардов

Бывшего заместителя председателя правления Мособлбанка 36-летнюю Юлию Зедину и основателя Мособлбанка, 52-летнего Анджея Мальчевского, задержали 16 июня. Им предъявили обвинение в совершении мошенничества в особо крупном размере (ч.4 ст. 159 УК РФ) По версии следствия, оба входили в преступную группу, которая с 1 января 2012 года до 19 мая 2014 года вывела из кредитного учреждения не менее 70 миллиардов рублей вкладчиков, «совершая фиктивные операции с использованием подконтрольных им коммерческих организаций по счетам физических и юридических лиц». В самом Мособлбанке считают, что сумма ущерба гораздо больше — по меньшей мере 100 миллиардов. Как бы то ни было, именно эта цифра упоминалась в заявлении о возбуждении уголовного дела, с которым новое руководство банка обратилось на имя заместителя министра внутренних дел в феврале этого года. В марте 2015 года Следственный департамент МВД возбудил уголовное дело.

По состоянию на конец 2014 года убытки Мособлбанка составили порядка 120 миллиардов рублей, что значительно превысило его активы. Махинации с деньгами вкладчиков вскрылись в прошлом году после проверки, назначенной Центробанком. По ее итогам было принято решение о санации банка СМП-банком.

Следствие считает, что к хищению средств кредитного учреждения также были причастны бежавшие за границу сын Анджея Мальчевского, один из совладельцев банка Александр Мальчевский, и бывший 1-й зампредправления Мособлбанка Дмитрий Васильев. По данным следствия, Мальчевский-младший получил вид на жительство в Латвии.

Стоит отметить, что после развала Мособлбанка многие его топ-менеджеры и сотрудники перешли на работу в головную компанию. Так, Юлия Зедина заняла должность председателя правления ООО «Финансовая холдинговая компания» (ФХК). Ее дочерней структурой является ОАО «Республиканская финансовая корпорация», владевшая 99% «Мособлбанка». Анджей Мальчевский сейчас возглавляет совет директоров ФХК.

Старые новые подчиненные

Настаивая на аресте Юлии Зединой, следователь Анна Грозан заявила, что задержанная являлась активным соучастником и «одним из организаторов хищения денег». Она была доверенным лицом Анджея Мальчевского. По словам Грозан, вначале Зедина категорически отрицала, что была в курсе проворачиваемых афер, «однако потом она сообщила, что была осведомлена о переговорах участников преступной группы о том, что они давали указание списывать деньги вкладчиков без ведома последних».

Следователь выразила опасение о том, что, находясь на свободе, задержанная может скрыться или связаться с подельниками, чтобы выстроить с ними единую позицию для своей защиты. При этом Анна Грозан упомянула Александра Мальчевского и Дмитрия Васильева, отметив, что следствие планирует в ближайшее время объявить их сначала в федеральный, а затем в международный розыск.

«Зедина занимает высокую должность в холдинговой компании, которая была приобретена на похищенные деньги, и может принять меры к отчуждению имущества, что помешает возмещению причиненного вреда», — озвучила Грозан еще один аргумент. По ее мнению, если Зедину оставить на свободе, она может оказать давление на свидетелей, многие из которых перешли из Мособлбанка на работу в Финансовую холдинговую компанию и теперь находятся от обвиняемой в служебной зависимости.

Просьбу об аресте поддержали прокуратура и потерпевший, которым признан Мособлбанк. Его представитель, адвокат Роман Головкин заявил, что выводы следствия обоснованы, а общая сумма причиненного банку ущерба на сегодняшний день составляет порядка 76 миллиардов рублей.

В свою очередь, адвокат обвиняемой Дмитрий Рощин заявил, что его клиентка никогда не признавала вину, а доводы следователя бездоказательны. «Я внимательно ознакомился с показаниями свидетелей и ни один из них не давал показаний, в которых бы указывал на Зедину как на лицо, причастное к хищению средств банка», — сказал он.

Залог для матери-одиночки

Защитник предложил поместить свою клиентку под домашний арест, сообщив, что родственники готовы внести за нее залог в 500 тысяч рублей. «Зедина — мать-одиночка. У нее на иждивении не только маленькая дочь, которая страдает заболеваниями почек, но и родители пенсионного возраста. Она одна содержит семью», — убеждал он суд.

Сама Зедина сообщила, что уже три года не работает в Мособлбанке и больше года не общалась с бывшими подчиненными. Впрочем, даже если бы она хотела связаться с ними, то не смогла бы: в ходе обыска у нее дома следователи изъяли компьютер и мобильный телефон. «В нем содержатся номера бывших сотрудников банка, которые я на память не помню», — сказала она. Однако, пробыв в совещательной комнате около получаса, судья Алексей Стеклиев согласился с доводами следствия изолировать бывшего топ-менеджера банка от общества на два месяца — до 16 августа.

Благодарности от РПЦ и Путина

Ходатайство об аресте Анджея Мальчевского в суде поддерживала лично руководитель следственной бригады, которая ведет дело, Валентина Светлова. Приведенные ею аргументы повторяли сказанное ее коллегой с небольшими отступлениями. Так, Светлова сообщила, что следствие отводит Мальчевскому роль основного организатора хищений, а свидетели опасаются угроз с его стороны, «в том числе физической расправы».

В ответ защитница бизнесмена Ирина Мареева назвала доводы следствия несостоятельными. Она буквально завалила суд документами, передав судье целую стопку медицинских карт своего клиента, дабы подтвердить, что «на протяжении длительного времени страдает хроническими заболеваниями».

Тут же выяснилось, что Мальчевский имеет благодарность от президента Владимира Путина «за достигнутые трудовые успехи», а также различные медали и благодарности от всевозможных организаций за общественную и благотворительную деятельность. Представители Московской духовной академии РПЦ, Фонда русской православной культуры, а также ряда общественных организаций высоко отзывались о нем и просили суд не арестовывать Мальчевского. Обвиняемый ко всему прочему оказался президентом Национального фонда святого Трифона. Попросив отклонить ходатайство об аресте, адвокат указала, что Анджей Мальчевский обвиняется в совершении преступления в сфере предпринимательской деятельности, а по этой категории дел арест невозможен.

«Я никогда не бандитствовал»

Ее подзащитный пытался убедить суд, что ни в чем не виноват. Мальчевский сообщил, что за время проживания в России ни разу не покидал страну и не намерен скрываться. «Следствие говорит, что я могу оказать чуть ли не физическое воздействие на кого-то. Но следствие не будет отрицать, что я всячески оказывал ему содействие. Лица, которые разыскиваются, я один раз помог разыскать их, не так ли? — с такими словами повернулся обвиняемый к следователю. Задержанный добавил: он не понимает, почему его сын скрылся, и это является для него «трагедией».

«Я уже два дня на таблетках, у меня тахикардия, панические атаки. Я всегда являлся на все допросы и следственные действия. Я не понимаю, для чего нужна такая изоляция. А насчет слов об угрозах с моей стороны… Могу сказать, что я никогда не бандитствовал», — заключил экс-банкир. Он просил оставить его на свободе, сообщив, что последнее время посвятил все свое время созданию Национального конного парка, для чего и продал часть имущества.

Однако судья не принял аргументы защиты, поместив предпринимателя в СИЗО также до 16 августа.

Надо сказать, что один из фигурантов дела о хищении средств Мособлбанка уже представал перед судом. 22 июня Измайловский суд Москвы намерен огласить приговор бывшему совладельцу и председателю правления кредитного учреждения Виктору Янину. Ему инкриминируется хищение почти 54 миллиардов рублей, выделенных под видом кредитов различным организациям. Прокуратура запросила для него 8 лет лишения свободы.