Россия поехала на авиасалон Ле-Бурже с пустыми руками, пишет газета «Ведомости». Российские авиапроизводители и авиакомпании не планируют заключать контракты на международном авиасалоне, который открылся сегодня в пригороде Парижа. Российской авиации новые самолеты не нужны: одни компании уже имеют пакет контрактов, другие предпочитают подержанные лайнеры, третьи вообще сокращают провозные емкости, отмечает газета.

Причин отсутствия на Ле-Бурже российской активности несколько, в частности, российский «поворот на восток», неконкурентоспособность на европейском рынке и возможные конфискации по делу ЮКОСа, считает главный редактор журнала «Авиасоюз» Илья Вайсберг.

Илья Вайсбергглавный редактор журнала «Авиасоюз»«А на что заключать контракты? Если говорить о гражданской авиационной технике, то последние годы мы не показываем воздушных судов, кроме SuperJet. Если говорить о новинках, то и показывать нечего. Мы показываем в последние годы макет кабины, сейчас, по-моему, будем тренажер МС-21, который, как планируется, в следующем году совершит первый полет. Правда, это еще не факт, поэтому у гражданских воздушных судов практически нечего. Можно было бы показать вертолет, потому что вертолеты у нас есть, и неплохие, тот же Ми-26Т2 новой модификации. Но почему их не показывают? Может быть, с учетом известных судов боятся, что могут арестовать, и потом в Европе наша продукция практически не востребована сейчас, больше она востребована в странах Азии, Африки, Латинской Америки, поэтому логичнее, наверное, эти контракты заключить в Жуковском, в том числе и повысить уровень нашего авиасалона, поэтому будем ожидать, что в Жуковском подпишут».

Впрочем, один контракт на поставку российского лайнера Sukhoi SuperJet все же был заключен в Ле-Бурже: авиакомпания «Якутия» договорилась о закупке трех SuperJet в дополнение к двум в своем авиапарке. Что касается российского вертолетостроения, то оно представлено на авиашоу лишь макетами военного транспортника Ми-26 и поисково-спасательного Ка-32.

Между тем общий фокус Ле-Бурже смещается от сверхкрупных лайнеров в сторону оптимизации всего, рассказывает обозреватель Bloomberg Стивен Энгл.

Стивен Энглобозреватель Bloomberg«На подобных авиашоу больше всего шуму всегда делают большие новые самолеты. В этом году это Boeing-737 MAX с новыми двигателями и А320 Neo от Airbus. По оценкам экспертов, на авиашоу будут заключены контракты на 220 самолетов этих моделей на сумму более 23 млрд долларов. Однако общий тренд авиаиндустрии смещается в сторону топливной эффективности и оптимизации. Авиакомпании работают в условиях сверхнизкой маржи или торговой наценки, так что для них важна любая экономия. Например, Boeing пока не торопится выпускать новый 777Х, но продолжает продавать улучшенные версии широко распространенного Boeing 777-300. Они впихивают в самолет как можно больше кресел, сокращают площадь санузлов, если это вообще возможно, и всячески повышают топливную эффективность».

Россию на выставке в Ле-Бурже представляют почти 40 различных организаций. Международный аэрокосмический салон в Ле-Бурже проводится раз в два года и является одним из крупнейших событий в мировой авиационной отрасли. Ежегодно его посещают сотни тысяч человек. В этом году авиасалон в Ле-Бурже будет работать до 21 июня.