Полет «Аллигатора». Стартуют тренировки на самом совершенном боевом вертолете
Во вторник в Хабаровске начнутся первые в Восточном военном округе учебно-тренировочные полеты вертолетов Ка-52 «Аллигатор». Всего в России на сегодняшний день 72 таких машины. Они расположены на пяти авиабазах
Читать на полной версииДля постройки первого Ка-52 решено было использовать серийный Ка-50 «Черная акула». В отличие от своего предшественника «Аллигатор» стал двухместным. Управлять машиной может любой из пилотов.
Свой первый полет прототип Ка-52 совершил 25 июня 1997 года. И лишь через 11 лет — 27 июня 2008 года — в Арсеньеве на аэродроме завода «Прогресс» состоялся первый испытательный полёт первого Ка-52 из опытной партии.
В этом же году началось серийное производство «Аллигаторов». Двигатели для этих машин до недавнего времени делались в Запорожье на предприятии «Мотор Сич». Но после ухудшения отношений с Украиной, теперь их производство налажено в Санкт-Петербурге на заводе им. Климова. К тому же, на складах есть запасы, говорит военный обозреватель ТАСС Виктор Литовкин.
Виктор Литовкинвоенный обозреватель ТАСС«Есть какое-то определенное количество двигателей — как бы было вперед поставлено, то есть они были заготовлены, находились в резерве по программе государственного оборонного заказа, остальные будут потихоньку готовить в Санкт-Петербурге. Там завод имени Климова будет запущен на полную мощность в ближайшее время, но он уже производит двигатели для вертолетов».
Первый крупный контракт на поставку «Аллигаторов» в армию был подписан в 2011 году. До 2020 года в Арсеньеве должны изготовить 143 вертолета. Но почему так долго? Так ставить вопрос не совсем правильно, считает главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов.
Андрей Фроловглавный редактор журнала «Экспорт вооружений»«Говорить о том, что процесс идет долго, не совсем корректно, потому что эта техника довольно в большом количестве поступает на вооружение. На сегодняшний день это один из самых совершенных вертолетов. И не один контракт имеется на их производство, включая морскую модификацию. Контракт 2011 года — 120 млрд, на них нужно было купить 143 вертолета. То есть, получается стоимость одного чуть меньше 1 млрд рублей».
Если перевести в доллары, то цена практически такая же, как у главного ударного вертолета НАТО «Апач». Но как бы ни был хорош «Апач» — а он, действительно, хорош — ему далеко до российского «Аллигатора». Сравнивать их попросту некорректно, поскольку это машины разных поколений.
Ка-52 может делать то, что «американцу» не под силу. «Аллигатор» благодаря соосному расположению винтов легко выполняет «бочку», косую петлю. Ка-52 также способен выполнять «воронку»: когда вертолет кружит над целью, оставаясь развернутым к ней носом и ведя непрерывный огонь. «Аллигатор» может лететь задом со скоростью 130 км/ч или боком со скоростью 100 км/ч. Кабина машины бронирована, топливная система защищена от взрыва и пожара. Эксперименты показали, что вертолет может продолжать полет даже при полном разрушении хвостового оперения, в то время как «Апач» при повреждении рулевого винта выходит из-под контроля.