Итоги турецких выборов. Перекроить страну по-своему Эрдоган не сможет
Чуть более 40% — этого явно недостаточно не только для того, чтобы реализовать давнишний план Эрдогана и превратить Турцию из парламентской в суперпрезидентскую республику, но и для того, чтобы попросту сформировать правительство
Читать на полной версииПочти на 10% меньше, чем на прошлых выборах в 2011 году. Такие результаты показала правящая турецкая «Партия справедливости и развития», которая перестает быть правящей, и вынуждена теперь пытаться составить коалицию. Насколько она возможна и вообще нужна для воплощения далеко идущих планов лидера партии Реджепа Эрдогана?
Несмотря на бодрые заявления премьер-министра Ахмета Давутоглу, что выборы продемонстрировали по-прежнему широкую поддержку «Партии справедливости и развития», в основе которой лежит концепция политического ислама, и которая, как считают некоторые, во многом скопирована с немецкой ХСС, поражение очевидно. Чуть более 40% — этого явно недостаточно не только для того, чтобы реализовать давнишний план Эрдогана и превратить Турцию из парламентской в суперпрезидентскую республику, но и для того, чтобы попросту сформировать правительство.
И все это из-за неожиданной победы прокурдской «Народной-демократической партии» и её молодого харизматичного лидера Селахаттина Демирташа, которого многие сравнивают с греческим премьером Алексисом Ципрасом и его «СИРИЗОЙ». Партия набрала 13%, а Демирташ уже сделал заявление, что он никогда не пойдёт на коалицию. Но несмотря на это именно у него больше всего шансов в эту коалицию войти. Таково мнение старшего научного сотрудника Института мировой экономики и международных отношений Виктора Надеина-Раевского.
Виктор Надеин-Раевскийстарший научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений«Любая из этих партий, как невеста на выданье, старается продать себя подороже, поэтому все они сейчас резко заявили о том, что не собираются идти на уступки, потому что они себе определяют достаточно хорошие рыночные позиции для последующей торговли за места в правительстве и так далее. Но реально именно та партия, которая и отняла голоса у ПСР, про-курдская партия, сохраняет наибольшие шансы на какой-то вариант союза, чтобы ни говорил ее лидер сейчас».
Старейшая в Турции «Республиканская народная партия», которую еще называют «Светской партией», на союз с исламистами из ПСР никогда не пойдет. Это исключено. При этом турецкой конституцией отводится 45 дней, для того, чтобы сформировать новое правительство. Если составить коалицию не получится, то будут перевыборы. Некоторые считают, что Эрдогану, которому пока не удался его проект коренного реформирования политической системы, это могло бы быть даже выгодно. Чтобы начать все заново и попробовать новую конфигурацию. С такой точкой зрения не согласен бакинский политолог Ильгар Велизаде. Он также не согласен с предположением, что ПСР может пойти на союз с Демерташем, так как его воспринимают как политического предателя и поэтому никогда не станут предлагать ему пост вице-премьера. Союз возможен, но с националистами.
Ильгар Велизадебакинский политолог«Ни одна из этих партий не находится в ситуации, которая была бы предпочтительной для проведения очередных выборов, поэтому все-таки еще даже не приступили к политическим консультациям. Они покажут, насколько эти партии готовы договариваться. Все-таки, сегодня «Партия справедливости и развития» обладает значительным авторитетом, который признают другие партии. Например, шансы «Партии националистического движения», возглавляемая Девлетом Бахчели войти в коалиционное правительство сегодня оцениваются как очень высокие».
Однако по поводу возможного участия в турецком правительстве «Партии националистического движения», которая набрала около 16%, не могут не существовать сомнения. С одной стороны ее лидер Девлет Бахчели уже якобы сделал несколько странное заявление, что он считает, что именно националисты останутся в оппозиции, а широкая коалиция будет составлена из остальных трех партий. Кроме того, он известен своими заявлениями о том, что главный враг Турции — это Реджеп Эрдоган. И даже прямыми угрозами в его адрес.
Тем временем, турецкие фондовые индексы упали в понедельник на 10% в долларовом значении. А турецкая лира упала до нового исторического минимума.