Следственный комитет возбудил уголовное дело в отношении владельцев столичного аэропорта «Домодедово» в связи с терактом, в результате которого в 2011 году погибли 37 человек. Светлане Тришиной, Андрею Данилову и Вячеславу Некрасову вменяется часть 3-я статья 238 УК РФ — «выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц». Им грозит до 10 лет лишения свободы. Также в деле фигурируют «неустановленные владельцы» аэропорта.

О возбуждении уголовного дела следствие проинформировало в минувшую пятницу, 5 июня, адвоката Игоря Трунова. Он представляет интересы Елены Криволуцкой, которая в результате теракта стала инвалидом 2-й группы и теперь прикована к инвалидному креслу. «Несмотря на то, что мы неоднократно просили признать ее потерпевшей, следствие отказывало нам в этом, но в пятницу прислало постановление о признании ее потерпевшей», — рассказал юрист.

Именно из этого документа и стали известны имена и фамилии фигурантов. Это глава компании «Экспорт Менеджмент Компани Лимитед» Светлана Тришина, директор ЗАО «Домодедово Эрпорт Авиэйшен Секюрити», отвечавшей за безопасность аэропорта, Андрей Данилов, директор аэропортового комплекса Вячеслав Некрасов и «другие неустановленные фактические владельцы» международного аэропорта «Домодедово».

Новые старые фигуранты

Стоит отметить, что двое из перечисленных лиц — Андрей Данилов и Вячеслав Некрасов — ранее проходили в качестве подозреваемых по делу, которое расследовало Следственное управление СК России (СКР) по Центральному федеральному округу по статье 263.1 УК РФ — «неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности».

Тогда в рамках уголовного дела под подозрение попали восемь человек: высокопоставленные сотрудники транспортной полиции, руководители компаний, отвечавших за безопасность в аэропорту и управляющей аэропортом офшорной компании. Через год после начала расследования выяснилось, что претензии к ним были не обоснованы. Все фигуранты перешли в разряд свидетелей — обвинения никому так и не предъявили. А в апреле 2012 года дело закрыли.

В постановлении о возбуждении нового уголовного дела, которое приводит Игорь Трунов, говорится, что «преступные действия террористов стали возможными исключительно в связи с тем, что в связи с ненадлежащим выполнением своих обязанностей службами авиационной безопасности», которые проигнорировали приказ Минтранса России о досмотре пассажиров, ручной клади и багажа с помощью рентгенотелевизионной аппаратуры и металлоискателей.

Арест в обеспечение исков

Сегодня Игорь Трунов побывал в Следственном комитете, где Елене Криволуцкой вручили постановление о признании ее потерпевшей. Для того, чтобы выяснить предъявлено ли новым фигурантам обвинение и где они сейчас находятся, Трунов заявил ходатайство об ознакомлении с материалами дела. Оно было удовлетоврено. Предоставить все процессуальные документы Трунову обещали уже завтра. Юрист сообщил, что сегодня в СК с него пытались взять подписку о неразглашении данных предварительного следствия, однако он отказался ее дать. «Какая подписка, еще информации нет никакой! И вообще я не обязан давать никакой подписки», — сказал Трунов.

Вместе с тем, по некоторым даннмы, никакие следственные действия с фигурантами пока не производятся, а сами фигуранты узнали, что являются подозреваемыми совсем недавно.

Трунов сообщил, после ознакомения с матариалами следтвия, он намерен поставить вопрос о наложении ареста на имущество фигурантов в обеспечение гражданских исков потерпевших.

По словам юриста, его доверительница, мать-одиночка Елена Криволуцкая, в рамках уголовного дела также соютрается заявить заявить иск о взыскании с владельцев аэропорта в качестве компенсации более 56 млн рублей. Ранее она обращалась с аналогичным иском к аэропорту «Домодедово» в Пресненский суд Москвы, но 28 августа 2013 года суд его отклонил. После того, как Мосгорсуд оставил решение в силе, женщина обратилась в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ), обвиняя Россию в нарушении права на жизнь, на справедливое судебное разбирательство и на невозможность обеспечить эффективными средствами правовой защиты (статьи 2, 6 и 13 Европейской конвенции «О защите прав человека и основных свобод»).

Сейчас дело по этой жалобе в Страсбурге близится к завершению. Однако, в случае реального привлечения к ответственности виновных в нарушении транспортной безопасности, Елена Криволуцкая готова отказаться от тяжбы в ЕСПЧ и заключить с Российской Федерацией мировое соглашение, говорит Игорь Трунов.

Настоящий владелец

Единственное, на что сетует юрист, это, что сейчас в деле идет речь «о каких-то неизвестных владельцах аэропорта», хотя сам аэропорт в 2013 году назвал имя настоящего владельца — председателя совета директоров аэропорта Дмитрия Каменщика. Он является 100-процентным бенефициаром компании DME Limited, зарегистрированной на острове Мэн. Именно эта фирма владела и управляла аэропортом. Позже, когда компания не смогла выйти на IPO, сообщалось о ее ликвидации.

«В Европейском суде мы тоже ставили вопрос об ответственности Каменщика, как владельца аэропорта», — отметил Трунов. Документы с острова Мэн представителю потерпевшей до сих пор получить не удалось. Если в Страсбургском суде тяжба продолжится, Трунов рассчитывает что Европейский суд поможет потерпевшей в этом вопросе.

«Мы считаем, что материальную ответственность, конечно, должны нести те, кто нарушил закон, а это владельцы аэропорта. Они жируют за счет нас на острове Мэн. Потому, что покупая билет на самолет, ты закладываешь в его стоимость безопасность», — отметил Трунов.

По его словам, спустя несколько лет после теракта в «Домодедово» ничего не изменилось. «Там как был бардак, так и был. Им все сошло с рук. Чего им налаживать безопасность, тратить силу и энергию?», — говорит юрист. Он считает, что привлечение владельцев аэропорта к уголовной ответственности приведет к усилению мер безопасности в аэропорте и станет своеобразной профилактической мерой для предотвращения совершения новых терактов. Он надеется, что дело все же дойдет до суда. По крайней мере, сейчас Следственный комитет настроен решительно. «Я разговаривал со следователем, он сказал, что это дело с судебной перспективой, и его на 100% намерены довести до суда», — сказал BFM.ru Трунов.

Между тем сегодня стало известно, что следствие проверит на причастность к делу миллиардеров Дмитрия Каменщика и Валерия Когана. Это заявил официальный представитель СКР Владимир Маркин. Формально Каменщик и Коган состоят в должности консультантов.

Кого посадили за теракт в «Домодедово»

Взрыв в международном терминале «Домодедово» прогремел 24 января 2011 года. Примерно в 16 часов 30 минут в зоне прилетов иностранных авиалиний 21-летний смертник Магомед Евлоев, который находился в толпе встречающих, активировал взрывное устройство. Мощность бомбы составила от 3 до 5 килограммов в тротиловом эквиваленте. Погибли 37 человек, еще 172 пострадали.

После теракта, президент Дмитрий Медведев поручил разобраться «с ответственностью должностных лиц, отвечающих за безопасность на транспорте». Тогдашний президент лично нанес визиты в столичные аэропорты, а также приказал главе МВД Рашиду Нургалиеву «тряхнуть» всю транспортную милицию, чтобы обеспечить ежедневный контроль за безопасностью на транспорте.

Следствие пришло к выводу, что взрыв в «Домодедово» поручил своим подручным организовать лидер террористической организации «Имарат Кавказ», известный чеченский террорист Доку Умаров. 11 ноября 2013 года Мособлсуд приговорил троих пособников смертника Ислама и Илез Яндиевых, а также Башира Хамхоева к пожизненным срокам. Еще один фигурант — Ахмед Евлоев получил 10 лет в колонии общего режима.