Еще никогда ежегодная конференция Американской академии неврологических и ортопедических хирургов не привлекала к себе столько внимания. Регистрация на эту встречу закрылась больше месяца назад. В гостиницах не осталось свободных мест. И конечно все разговоры о главном докладе хирурга Серджио Канаверо.

Итальянец попытается убедить врачебное сообщество в возможности пересадить тело одного человека другому. Помогать ему в этом будет будущий пациент, программист из России Валерий Спиридонов, который страдает редким генетическим заболеванием — амиотрофией Вердинга-Гоффмана.

Первые заявления Серджио о пересадки головы поделили нейрохирургов на два лагеря. Одни — и их большинство — назвали итальянца безумным, другие поверили в успех будущей операции. По плану, ее подготовка займет два года — в случае, если Канаверо получит добро, соберет команду и найдет спонсоров. Стоимость пересадки варьируется от 10 до 100 миллионов долларов, рассказал Business FM будущий пациент Канаверо Валерий Спиридонов.

Валерий Спиридоновпрограммист, будущий пациент Канаверо«Если Канаверо предложат строить отдельную клинику, потому что это будет отдельное направление в медицине, хоть и связанное с трансплантологией, но выдающееся, выделяющееся за грань науки сегодняшней, если это будет строиться отдельное учреждение какое-то, то потребуется порядка ста миллионов долларов. Если мы будем это делать на базе какой-то уже существующей клиники, первая операция будет стоить 10-15 миллионов долларов, последующие будут дешеветь».

В США Спиридонов вылетает в своей фирменной толстовке, с изображением собственной головы на теле атлета. С нейрохирургом Канаверо он познакомился два года назад. Все это время врач и будущий пациент общались по скайпу, обсуждали риски и перспективы операции. По расчетам нейрохирурга, операция по пересадке головы будет длится 36 часов. Потом пациента на месяц погрузят в искусственную кому, а встать и пойти он сможет через год. Свой метод Канаверо любит объяснять на бананах. Он ломает фрукт и говорит, что при травме позвоночника разрушаются 25 тысяч нейронов, и соединить их невозможно. А потом берет скальпель и разрезает банан — в этом случае, по словам Канаверо, теряются только 10 тысяч нейронов, и поэтому голову можно пришить к новому телу. Технически операция по пересадке вполне возможна, объяснял Business FM директор Федерального научного центра трансплантологии и искусственных органов Сергей Готье.

Сергей Готьедиректор Федерального научного центра трансплантологии и искусственных органов«Конечно, перед этим стоит масса проблем, которые нужно решить. И это, действительно, операция, которая должна называться «пересадка человеческого тела». И перед хирургом стоят очень большие задачи по возможности восстановления функций головы самой, т.е. это кровоснабжение, это нервная передача, пищевод, глотка и дыхательные пути. Это конечно очень сложная хирургическая задача, но я повторяю — она выполнима технически».

Но нейрохирургов заботит не только техническая часть операции. Главный вопрос, сколько проживет человек после пересадки? До сих пор опыты на животных не давали поводов к оптимизму. Собаки и обезьяны с пересаженным телом погибали через месяц. На конференции хирургов Канаверо должен будет убедить коллег, что его операция не станет научным экспериментом с печальными последствиями. И тут итальянцу понадобится нечто большее, чем просто два банана.