Никакой вертолет на проспекте Мира в Москве не падал: это была неудачная шутка одного из интернет-пользователей, сообщили «Интерфаксу» в столичном МЧС. Ранее сегодня ряд СМИ сообщил о падении «Ми-8Т» на дублере проспекта Мира.
Вслед за этим и Росавиация опровергла сообщения о падении вертолета. Представитель ведомства уточнил, что авиапроисшествие с вертолетом «Ми-8» действительно имело место, но в Якутии. Винтокрылое судно совершило жесткую посадку в Ленском районе, в результате чего два человека пострадали. Машина выполняла рейс по маршруту «Мирный — Буровая № 3 — Мирный».
В МЧС по Москве заявили, что ложную информацию о падении вертолета на проспекте Мира телеканал LifeNews взял с портала «Яндекс.Пробки». На место выезжала оперативная группа, ничего не нашли. Business FM обсудила ложную новость о падении вертолета с владельцем сервиса статистики LiveInternet Германом Клименко.
Как появляются такие слухи, и почему они столь стремительно распространяются и многими воспринимаются как правда?
Герман Клименко: Мы, к сожалению, сейчас находимся в эпохе, когда всем правит критика, когда всем правят посетители, и соблазн главного редактора любого издания все-таки выйти первым, а это очень важная история, то есть это собрать, и трафик, и посещаемость, и репутация еще, то есть мы живем в эпоху рейтингов, и, соответственно, отметочка о том, что первые сообщили, иногда играет плохую шутку. Мы помним историю с похоронами Януковича, когда выскочила новость часа в 4 утра, и, пока не вышло опровержение, его раза четыре похоронили. Так же история сегодняшняя, конечно, говорит о том, что в нашем информационном поле классическое правило двух подтверждений абсолютно не работает, потому что повелись вообще все СМИ. Они, конечно, все ссылались на первоисточник, но понятно, что никто точно ничего не знал, то есть в этом плане это, конечно, история про то, что наши СМИ находятся в достаточно уязвимой позиции для информационного троллинга, если можно так назвать. У нас события на Украине привели к тому, что у нас очень выросла резко доля в социальных сетях потребления новостей, и новость уже опровергается, она может быть опровергнута через пять минут, в данном случае, по-моему, через десять стали опровергать эту новость, но она пошла уже жить самостоятельной жизнью в сетях, трафик вырос буквально на СМИ на 30-40%, потому что все же стали друг другу передавать, и вот эта цепочка распространения в Facebook, «Одноклассниках», «ВКонтакте» сработала на все 100%.
То есть можно ли говорить, что здесь, как в шоу-бизнесе, не важно, что говорят, главное — чтобы говорили?
Герман Клименко: Происходит все по такому сценарию.
По версии МЧС, это была неудачная шутка. Как вы считаете, можно ли ожидать роста количества подобных шутников?
Герман Клименко: Проблема заключается в том, что это абсолютно аналогично шутке о том, что взрыв готовится на вокзале, когда школьники шутят. Там есть достаточно жесткая уголовная ответственность, если человек будет найден. В этом смысле и тут есть какие-то процедуры, насколько это была шутка злонамеренна, надо с этим разбираться, но тут я бы хотел обратить внимание, что по идее верифицировать эту новость было бы проще простого для всех СМИ, потому что проспект Мира — это Москва, это в доступности всех веб-камер, в доступности всех звонков телефонов, но тем не менее, СМИ в погоне за рейтингами, как шоу-бизнес, вы правильно совершенно сказали — лишь бы первым сообщить. Тут, конечно, было бы здорово, если бы СМИ не гнались за рейтингами, но мы знаем, что у них рейтинги — это равно деньги.
А если брать таких злонамеренных шутников, которые распространять пытаются через Интернет, поднять некую волну, можно ли их как-то, во-первых, вычислять и наказывать, а во-вторых, должна ли администрация онлайн-сервисов как-то следить за достоверностью подобной информации или нет?
Герман Клименко: Во-первых, администрация онлайн-сервисов технически не может определить, что за новость достоверна, а что за новость недостоверна, потому что можно провести некоторую аналогию с челябинским метеоритом, когда буквально через пять минут после падения метеорита мы все знали о том, что произошло, уже через пять минут были выложены видео. Очень важно, что мы сейчас живем в настолько ускорившемся времени, просто во времена, когда были газеты, происходило событие, все перепроверялось, версталось, готовилось в номер, если что-то не получалось — тираж уничтожался, печатался следующий. Мы живем сейчас в режиме онлайн, и понятно, что подобные события, во-первых, это, конечно же, позор нашей, особенно московской, журналистики. Я не знаю, имеет ли смысл наказывать, разбираться или удастся найти того, кто это организовал, но то, что кто-то должен получить «Серебряную калошу» за непрофессионализм.
Все-таки, если будет найден первоисточник, ждет ли его наказание? И надо ли его искать?
Герман Клименко: Искать надо. Все зависит от того, как это произошло, если это произошло злонамеренно, требуется наказание, если человек просто написал в своем Facebook или ЖЖ о том, что это произошло, а СМИ перепостили, что без проверки достаточно сложно, мне кажется, здесь, в основном, конечно, вина профессиональных СМИ, которые повелись на сенсацию и не обеспечили проверку новости, потому что здесь явно нет злонамеренной истории. Злонамеренная история — это когда вокзал минируют, а эта история, скорее всего, действительно оказалась шуткой, фейком, которых в Интернете с утра до вечера много, и, конечно же, любой журналист должен уметь хотя бы предварительно проверять, о чем идет речь.
А вот как на фейковую новость о падении вертолета реагировали в соцсетях:
«Что еще «упало» на проспекте Мира?)))))) Боинг... танк... «Тополь-М?)»
«За 2 минуты прочтения «Твиттера» я так и не понял... Упал или не упал вертолет на проспекте Мира? 16 млн человек в Москве так и не поняли?»
«Вертолет был, но не разбился. И уже улетел. Но снимков никаких нет. Странно».
«Это был вертолет по технологии Стелс — невидимый».
«Уже сходите кто-нибудь на проспект Мира, 125 и посмотрите, есть там вертолет или нет».
«Пожарные здесь, полиция здесь, только вертолета нет))) Может, НЛО?»
Следственный комитет России просит СМИ не использовать информацию с так называемых фейковых страниц в социальных сетях. Журналисты, ссылаясь на Twitter СК, писали что ведомство якобы подтвердило жесткую посадку вертолета на проспекте Мира. «С фейком разберемся, а некоторым не мешало бы проверять источник информации. Уважайте себя и своих читателей», — говорится в сообщении Следственного комитета.