Кому нужно забвение в Интернете и к чему оно приведет
Закон о блокировании недостоверной информации в Интернете обернется, прежде всего, большими финансовыми потерями для интернет-поисковиков. Но так ли он нужен гражданам?
Читать на полной версииИнициаторы законопроекта ссылаются на европейский опыт, но эксперты, опрошенные Business FM, говорят, что в таком виде подобных законодательных норм нет нигде в мире. Кроме того, этот же документ в теории позволит публичным людям затирать невыгодную им информацию, а это никакого отношения к защите прав граждан не имеет, говорят политологи, журналисты и блогеры. Авторы законопроекта частично соглашаются с критикой.
О нас забудут в Интернете этим летом. Первое чтение так называемого законопроекта «О забвении в Сети» может состояться в середине июня. Документ предлагает дать право россиянам требовать от поисковиков удалять ссылки на недостоверную и устаревшую информацию о гражданине без суда, просто по запросу этого гражданина.
Более того, интеренет-поисковик не имеет права разглашать сам факт такого запроса. То есть, если в Сети есть ссылки на то, что у некоего человека есть, например, шубохранилище, а сам человек считает, что комнат с таким названием в его доме нет, человек требует от «Яндекса» зачистить все эти ссылки.
Интересно, что конкретные ссылки человек не предоставляет, «Яндекс» должен сам их найти и удалить. Если поисковик откажется, компании будет грозить штраф от 100 тысяч до трех миллионов рублей. В законе есть и другая интересная деталь, продолжает известный блогер Антон Носик.
Антон Носикблогер«И там прописано, что по факту этого требования поисковая машина уже попала на деньги. Как вы понимаете, по 152 статье, когда люди защищают свою честь и достоинство, они защищают по месту жительства ответчика, по месту нахождения. В этом законопроекте ─ по месту нахождения истца. То есть, в Магадане милиционер в пьяном виде сбил девушку и он хочет, чтобы были выкинуты ссылки об этой новостной заметке из «Яндекса». Он подает иск в магаданский райсуд против «Яндекса». А «Яндекс» должен прислать адвоката в Магадан, просто так это прописано в законе».
Кроме того, получается, что определять, достоверна ли информация или нет, должен опять-таки поисковик. Но даже если ссылки правдивы, например, человек отсидел в тюрьме за изнасилование, выждал и судимость погашена, все ─ он может требовать чтобы ссылки о том, что он насильник, Google из Сети убрал. Если Google этого не сделает, ему будет грозить штраф. Комментирует журналист Николай Сванидзе.
Николай Сванидзежурналист«Что бы ни было заявлено официально, это имеет цель скрывать информацию от общества об известных политиках или о людях, которые хотят стать политиками или депутатами. Что значит «юридически уже имеет место срок давности»? Юридически имеет место, но, тем не менее, если мне становится известно, что человек, за которого я думаю голосовать, в свое время был осужден за педофилию или подозревался в изнасиловании, я, естественно, лишний раз крепко подумаю, голосовать ли мне за него, даже если срок давности истек».
Самое веселое — это то, что поисковики должны убирать только ссылки. Сама информация останется на тех сайтах, на которых изначально появилась.
Уверены ли вы в том, что из Интернета можно убрать всю недостоверную и устаревшую информацию? Вопрос был задан одному из авторов законопроекта — депутату Вадиму Деньгину. Этим документом народные избранники пытаются навести «хотя бы небольшой порядок в Сети», ответил депутат Государственной Думы Российской Федерации.
Вадим Деньгиндепутат Государственной Думы России«Представьте себе, на улице вы встретите человека и подойдете к нему, скажете, что он подлец, мерзавец, подонок, негодяй, матом его покроете. Что вы получите? Три удара в лицо? Потому что нормальный мужик ответит за свои слова. Если, допустим, про Вадима Деньгина есть материал, который написан и который не соответствует действительности. Встретил бы я этого человека [который написал] на улице и дал бы по роже».
По словам либерал-демократа Деньгина, в идеале, в Сети должны быть «приличия, культура и духовность». Вопрос: а что будет, если некий А.С. Пушкин 1987 года рождения потребует от поисковика удалить недостоверную, по его мнению, информацию о том, что он великий поэт и наше все? «В законе всегда можно найти перекосы, детали будем разбирать во втором чтении», — ответил депутат Деньгин. Вместо многоточия: над законопроектом трудились представители всех четырех фракций Госдумы 6 созыва.