Сухой закон и крепкие последствия
Пили все. В лучшем случае, самогон. В худшем — денатурат. Широкое распространение получила практика добавления к пиву дихлофоса, чтобы усилить опьянение. Впервые в стране увеличилось количество токсикоманов
Читать на полной версии16 мая исполняется 30 лет со дня выхода указа Президиума Верховного Совета СССР «Об усилении борьбы с пьянством и алкоголизмом».
Исполнение было беспрецедентным по масштабу. Государство впервые пошло на снижение доходов от алкоголя, которые были значимой статьёй госбюджета, и стало резко сокращать его производство.
В итоге был нанесен серьезный ущерб экономике страны. Возросло потребление самогона, увеличилось количество токсикоманов, а сам указ воспринимался населением как антинародный. Было ли в борьбе с пьянством что-нибудь полезное?
После начала борьбы с пьянством в стране было закрыто большое количество магазинов, торговавших ликёро-водочной продукцией, а в большинстве гастрономов могли продавать спиртное только с 14-ти до 19-ти. Были введены жёсткие меры против распития спиртного в парках и скверах, а также в поездах дальнего следования.
Пойманные в пьяном виде имели серьёзные неприятности на работе. За употребление спиртного на рабочем месте увольняли и, что было намного страшнее, исключали из партии.
Несколько раз поднимались цены на алкоголь: популярная водка, получившая в народе прозвище «Андроповка», которая стоила до начала кампании 4 р. 70 к., исчезла с прилавков, а с августа 1986 года самая дешёвая водка стоила уже 9 р. 10 к. И это при средней зарплате в то время в 120 рублей.
Росла социальная напряженность. Трудящиеся считали закон антинародным. И это вполне объяснимо, говорит социолог Высшей школы экономики Александр Пронин.
Александр Пронинсоциолог Высшей школы экономики«В социологии есть такое понятие как «социальная напряженность». Это когда уровень доверия к государственным институтам со стороны граждан очень низкий, когда высокий уровень социальных конфликтов, и, когда те правила, которые обычно работают на то, чтобы взаимодействие в обществе делать устойчивым, как раз перестают работать. Когда государство вводит подобные санкции, уровень социальной напряженности растет, соответственно, эта кампания привела скорее не к тому, чтобы (как задумывалось), победить довольно тяжелую ситуацию, связанную с высоким уровнем пьянства, а, наоборот, она ускорила общий крах».
Кампания сопровождалась интенсивной пропагандой трезвости. Повсюду стали распространяться статьи о вреде и недопустимости потребления алкоголя, ни при каких обстоятельствах, и о том, что пьянство абсолютно не свойственно русскому народу. Стали пропагандироваться безалкогольные свадьбы. Цензурой удалялись и перефразировались тексты литературных произведений и песен, вырезались алкогольные сцены из кинофильмов. Попал под цензуру и кинорежиссер Карен Шахназаров. Как раз выход его фильма «Зимний вечер в Гаграх» пришелся на активную борьбу с пьянством.
Карен Шахназаровкинорежиссер«Сцена с шампанским — переозвучили, что это яблочный напиток, шипучка. Был такой раньше яблочный напиток в бутылках, похожих на шампанское. Тогда что-то вырезалось. В результате выпустили картину, но с купюрами. Так это и осталось. Сейчас, я думаю, что зритель на это не обращает внимания, потому что видно, что в кадре «Советское шампанское», но тогда переозвучили».
Согласно статистике, официально зарегистрированные продажи спиртного на душу населения в стране за годы антиалкогольной кампании снизились более чем в 2,5 раза. Ожидаемая продолжительность жизни мужчин увеличилась на два с половиной года и достигла максимального значения за всю историю страны, снизился общий уровень преступности.
Демографы рапортовали: за время действия антиалкогольного постановления ежегодно рождалось на 500 тысяч больше детей, чем каждый год за предыдущие 20 лет. Однако, борьба с пьянством, развернутая при Горбачеве, тут ни при чем. С 1987 года рождаемость наоборот пошла резко вниз. А на ее всплеск повлияли совсем другие меры, направленные на улучшение социальной обеспеченности молодых семей, которые были заложены задолго до Горбачева, говорит завкафедрой социологии семьи и демографии социологического факультета МГУ Анатолий Антонов.
Анатолий Антоновзавкафедрой социологии семьи и демографии социологического факультета МГУ«Брежневская политика привела к увеличению числа рожденных младенцев, и вот это увеличение продолжалось пять лет, после 1987 года рождаемость стала снижаться. Это не имеет никакого отношения к этой антиалкогольной кампании — там работали чисто структурные и тайминговые факторы. Именно в эти два года (1985-1987), когда пошла вот эта борьба с алкоголизмом, сформировались новые установки населения на новые формы отравления организма».
Пили все. В лучшем случае, самогон. В худшем — денатурат. Широкое распространение получила практика добавления к пиву дихлофоса, чтобы усилить опьянение. Впервые в стране увеличилось количество токсикоманов.
Антиалкогольная кампания чрезвычайно негативно отразилась на винодельческой отрасли. Среднегодовой сбор винограда упал по сравнению с предыдущей пятилеткой в два раза. Урон от антиалкогольной кампании оказался неожиданно велик: вместо прежних 60 млрд рублей дохода пищевая промышленность стала приносить в год по 35-38 млрд рублей.
До 85-го года спиртное давало более четверти всех поступлений в бюджет от розничной торговли, за счёт высоких цен на него удавалось дотировать цены на хлеб, молоко, сахар и другие продукты. Убытки от сокращения продажи спиртного компенсированы не были, и к концу 86-го года бюджет, фактически, рухнул. А пить так меньше и не стали.