Госдума сегодня в первом чтении рассмотрит закон об амнистии капиталов. Он предполагает легализацию иностранной собственности российских граждан — счетов, недвижимости, компаний. Планировалось, что этот документ дополнит закон о деофшоризации. Опубликованный проект амнистии капиталов встретил критику — как в деловом сообществе, так и среди юристов.

Госдума уже не раз демонстрировала хорошую скорость принятия неоднозначных законов. Депутаты, например, очень быстро одобрили антиофшорный документ в прошлом году. Вероятно, аналогично парламентарии поступят и с амнистией капитала, но этот закон, играющий роль пряника вкупе с кнутом деофшоризации, для бизнеса особой роли не сыграет. Во-первых, предприниматели, имеющие зарубежную собственность, теперь и так должны раскрыть о ней информацию. Во-вторых, само по себе владение иностранным имуществом не является уголовным преступлением, а значит, стимулов у делового сообщества для подачи деклараций нет, считает Александр Захаров.

Александр Захаровпартнер Paragon Advice Group«Никаких правовых оснований не существует для того, чтобы мотивировать заинтересованных лиц для раскрытия, поскольку создание иностранных компаний и даже офшоров, а также открытие счетов за рубежом в иностранных банках не влечет уголовной ответственности и такой ответственности не предусмотрено по действующему законодательству, как в США. С точки зрения декларирования таких активов, я думаю, ни у кого интереса не возникнет».

Российские законы вообще не запрещают гражданам иметь иностранные активы. Просто по антиофшорному законодательству о них теперь надо заявить. Не запрещено и вести бизнес в зарубежных юрисдикциях. Но принятие закона в существующем виде ставит на одну линию двух принципиально разных типов собственников иностранного имущества. Первые абсолютно легально пользовались офшорами, причем не для ухода от налогов, которые они платили и платят в России, а для защиты собственности и ради удобства зарубежного права. Вторые же выводили из страны незаконно приобретенные капиталы и теперь имеют прекрасный шанс их легализовать.

Андрей Гольцблатуправляющий партнер юридической фирмы Goltsblat BLP«Те, кто до сих пор существовал легально, выполнял требования законов, теперь находятся в щекотливой ситуации. Если этот человек не задекларирует свои счета и имущество, к нему всегда могут предъявить претензии, он будет ходить под неким дамокловым мечом. Те, кто нарушал и задекларирует, от ответственности освобождаются. Появляется некая двойственность во всем законопроекте. Получается, что мы наказываем добропорядочных граждан и освобождаем от ответственности тех, кто совершал правонарушения».


По существующему варианту закона амнистия распространяется только на физические лица. Допустим, предприниматель раскрывает информацию о своих незаконных доходах. Тем самым он практически напрямую сигнализирует государству, что такие доходы получала и его компания. Как поступит следователь? Возможно, плотно займется юридическим лицом, которое под амнистию не попадает. Кстати, в том числе по этой причине провалилась прошлая амнистия капитала в России 8 лет назад. Нынешний документ гарантирует декларантам защиту, но это уже вопрос веры, который каждый должен решить лично для себя.