Сооснователь и креативный директор PlayDisplay Андрей Судариков в числе своих хобби назвал нятнам — боевую систему, мастера которой в семидесятые доставляли немало беспокойства вооруженным морским пехотинцам во Вьетнаме. В бизнесе Андрей создает мирную «дополненную реальность». Дизайнер по образованию, в 2011 году он основал компанию, которая спустя три года вышла на оборот в миллион долларов.

Андрей Судариковсооснователь и креативный директор PlayDisplay«Это были технологии, связанные с видеополиграфией. Мы встраивали видеоэкраны в печатную продукцию. И, конечно же, «дополненная реальность». Когда при помощи новых технологий можно донести гораздо больше информации: это и журнальная реклама, это и музеи, это и выставки и библиотеки. Вот для этих отраслей мы и стали делать наши первые проекты».

«Дополненная реальность» — это направление, которое появилось на рынке в конце 90-х, прежде всего, как способ сделать рекламу более привлекательной и вовлечь в нее потребителя. Судариков показывает один из проектов на Форуме маршрутов в Чикаго, где его компания развернула интерактивный стол для холдинга «Аэропорты Регионов». Посетителям дали фломастеры и бумагу с контуром самолета, обычную раскраску, которая на экране превращалась в объемный лайнер с индивидуальным дизайном. Человек двигал лист, машина взлетала. На той выставке посетители запустили почти три сотни самолетов. Я спросил у Андрея: когда он почувствовал, что «дополненная реальность» может превратиться в успешный бизнес?

«Лучшая проверка — деньгами, если идут деньги, значит, продукт востребован. Все проекты, которые мы делали, все разработки, которые мы делали, они делались по заказу. Мы редко брались за какие-то разработки, которые изначально не были проверены рынком. Мы делали предложение, если предложение оказывалось востребованным, мы получали предоплату, начинали проводить разработки, после чего, сдав проект, мы его дорабатывали в продукт и продавали дальше».

Сейчас компания Сударикова работает с крупными корпорациями и госкомпаниями. А начиналось все, вспоминает Андрей, с постоянных поездок на выставки, где иногда приходилось работать сразу всей команде.

«В 2011-м за год мы побывали на 25 выставках. Это было непростое время, я даже не говорю про логистику и настройку всего оборудования. Нам просто нужно было вкладываться. Каждый раз, когда на выставке, я вкладываюсь в каждого человека, который приходит. Начиная от пенсионера, который здесь, чтобы набить свой пакет разными брошюрами и ручками бесплатными, и заканчивая потенциальными клиентами».

В команде Сударикова работают 15 человек. За четыре года через компанию прошли более сотни. Люди — это основной ресурс бизнеса на «дополненной реальности». Мне было интересно, как Андрей отбирает специалистов в команду. Когда в компании полтора десятка человек, не остается маневра ни для ошибок, ни для халтуры.

«Чаще всего отбором кандидатов занимается моя команда. Ребята проводят первое собеседование, я приобщаюсь к этой процедуре на втором собеседовании. Я смотрю человеку в глаза, задаю глупые на первый взгляд вопросы, чувствую человека, после чего принимаю решение уже на человеческом уровне. Я понимаю, что сейчас слишком мало людей, которые хотят где-то работать и проработать десятки лет. И здесь нужно радоваться каждому моменту, если хорошие люди в твоей команде, надо творить вместе великие вещи».

Сейчас в портфеле Сударикова проекты для таких гигантов как Coca-Cola, Mars, «Газпром» и ЛУКОЙЛ. Как компании удается привлекать крупных заказчиков?

«У нас есть уникальный продукт. Если бы мы делали что-то неуникальное, тогда бы у нас была конкуренция. А уникальный продукт — он тебе позволяет попасть в те места, куда с неуникальным продуктом ты не попадешь. Ну, например, к Владимиру Владимировичу Путину на презентацию или в Белый дом или в Объединенную ракетно-космическую корпорацию или в какие-то другие места. Мне проще заходить туда, потому что я знаю, что я предлагаю, я знаю, насколько мое предложение эффективно может решить их задачи. А люди, которые работают в этих индустриях, они точно также нуждаются в каких-то новых материалах, предложениях».

В России PlayDisplay — одна из первых компаний, которая увидела «золотую жилу» в «дополненной реальности». По словам Сударикова, этот рынок до сих пор растет. Уже нет того ажиотажного спроса, и на поле появились новые команды.

«Мы в качестве конкурентов видим буквально пару компаний. Остальные команды мы рассматриваем, как нацеленные либо на другой рынок, либо на другой уровень продукции. Но даже если говорить про существующих ныне конкурентов: если мы уж выводим в эту категорию, я здесь вижу больше позитивных тенденций, потому что рынок интерактивного дизайна такого уровня, он еще до конца не сформирован и каждый игрок, который приходит на этот рынок, расширяет горизонты. И при помощи совместной этой работы мы сеем поля, которые будем собирать либо в этом году, либо в следующем».

Сейчас «дополненная реальность» технически не способна реализовать себя на все 100. У того же Сударикова есть концепты, развитию которых мешает несовершенство существующих умных очков. Открываешь, например, книгу, а в глазах виртуальный мир с почти реальными объектами, с которыми можно взаимодействовать жестами, словами или эмоциями. На таком уровне технически непревзойденные сейчас Google Glass будут восприниматься как глубокое ретро. Но это в будущем, а пока «дополненная реальность» — это больше игрушка, говорит супервайзер VFX Роман Еремин.

Роман Ереминсупервайзер VFX«Есть перспективы, использование, допустим, в образовании, но пока только рекламщики во всем этом, эти технологии используют в большом количестве, потому что именно из-за того, что это еще не отработано до использования в промышленных масштабах. Это помещение каких-то изображений в реально съемочный материал. Это все требует технологий, которые сейчас не отработаны, они на пути к этому, но пока это все поверхностно».

Тут я не мог не спросить у человека, который создает «дополненную реальность» о ее будущем, том времени, когда появятся более совершенные технологии? Было интересно поговорить о судьбе мира настоящего, которому на смену может прийти более привлекательный мир виртуальный. Или даже целая «матрица» по сценарию братьев Вачовски.

Андрей Судариковсооснователь и креативный директор PlayDisplay«И сейчас зачастую ловишь себя на мысли, что не в реальном мире находишься. Технологии развиваются, это данность. И технологии бывают разные. Ядерную энергию можно использовать как для того, чтобы бомбы строить, так и для того, чтобы вырабатывать энергию. Суть не в том, какая технология, а в том, как мы ее применяем. И социальные сети — это вполне хорошая вещь, если ей пользоваться ограниченное временя и контролировать себя. Я не хотел бы делать проекты, которые будут полностью увлекать людей куда-то. Но опять же: не использовать технологии сложно. Осознанность и то, что мы в эти технологии вкладываем, я думаю, вот ответ на этот вопрос».

Судя по скорости развития технологий, ждать настоящего ответа на этот вопрос осталось не так долго.