«Турецкий поток» для Анкары важен не менее, чем для России
В Еврокомиссии заявили, что РФ будет непросто поставлять газ по «Турецкому потоку». СМИ пишут, что строительство газопровода под вопросом. Что мешает сторонам начать строительство газопровода?
Читать на полной версииПереговоры, по данным журналистов, в тупике. Москва якобы предоставила серьезные скидки частным турецким покупателям газа: на четверть меньше за первый квартал года, а потом еще на 15%. А поскольку первый квартал давно закончился, российской монополии придется вернуть компаниям часть платежей. Но и такие условия не ускоряют строительство трубопровода. «Газпром» до сих пор не может договориться с турецкой госкорпорацией Botas, а без этого соглашения старт «Турецкого потока» под вопросом. Москва хочет как можно скорее строить газопровод, по которому топливо пойдет в Европу в обход Украины. ЕС, в свою очередь, настаивает на украинском транзите и ищет замену российскому газу. А Турция просто выгодно использует свое положение, констатирует партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин, который недавно вернулся с энергетической конференции в Стамбуле.
Михаил Крутихинпартнер консалтинговой компании RusEnergy«Турецкие чиновники чрезвычайно радовались тому положению, в котором оказался «Газпром». Фактически компания в безвыходной ситуации, и они готовы идти на чрезвычайные уступки всем, кто мог бы содействовать продолжению, а в лучшем случае и увеличению экспорта газа в европейском направлении. Потому что европейцы пока из-за предыдущих коллизий при малейшей возможности пытаются отказаться от русского газа».
Москва и Анкара еще раньше договорились о размере скидки для турецкой госкомпании — чуть больше 10%. Но вопрос в другом. По контракту турки должны платить за российский газ по фиксированной цене. Некогда топливо им обходилось дешевле, чем европейцам. Для ЕС контрактная стоимость газа привязана к нефти. Черное золото раньше стоило дорого, что соответственно, газ — тоже. Сейчас ситуация поменялась. Нефть подешевела, а следовательно, подешевел и газ для Европы. Но не для Турции, которая теперь платит за голубое топливо в среднем на 100 долларов больше, чем европейские страны. Зато у Анкары есть преимущества в переговорах, замечает начальник аналитического отдела компании «Универ-Капитал» Дмитрий Александров.
Дмитрий Александровначальник аналитического отдела компании «Универ-Капитал»«Сейчас у Турции нет острого дефицита газа, Турция все время с определенными реверансами заходит в Еврокомиссию, пытаясь подтвердить ее роль как ключевого транзитера на сегодняшний день азербайджанского газа, а в перспективе, возможно, иранского или среднеазиатского. В общем, никто не спешит. Потому что, в принципе, Турция понимает, что у «Газпрома» цейтнот наступит раньше, чем у нее».
Есть и политический момент, без которого газовые переговоры обычно не обходятся. Российский лидер побывал в Армении на мероприятиях памяти жертв геноцида и произнес там речь. Турецкий премьер Реджеп Эрдоган жестко ответил, упомянув Крым, а затем стало известно, что он не приедет в Москву на Парад Победы. Эксперты высказывают такие догадки — что все это тоже может быть частью газового торга. Притом, что для Турции строительство потока не менее важно, чем для России. Транзит российского топлива в ЕС придает дополнительный политический вес. Не говоря уже о дешевом газе. Сейчас, как пишут журналисты, стороны пытаются взять друг друга измором. Обычное для Востока дело — торговаться до последнего, даже уйти, а потом все-таки вернуться.