Штурвал в надежных руках? Проверка психического здоровья пилотов в РФ
Самолет Germanwings потерпел крушение в Альпах. По версии следствия, второй пилот Андреас Любиц намеренно направил самолет к земле, как только командир экипажа вышел из кабины. Позже выяснилось, что Любиц лечился от суицидальных наклонностей
Читать на полной версииАвиакомпания Lufthansa потратит 300 миллионов долларов на покрытие издержек авиакатастрофы Germanwings. Об этом сообщает BBC. Родственники погибших могут рассчитывать на компенсацию в 150 тысяч долларов, если будет доказано, что трагедия произошла по вине авикомпании. Самолет Germanwings потерпел крушение в Альпах. По версии следствия, второй пилот Андреас Любиц намеренно направил самолет к земле, как только командир экипажа вышел из кабины. Позже выяснилось, что Любиц лечился от суицидальных наклонностей. Застрахована ли российская гражданская авиация от подобных случаев? И как проверяют психическое здоровье отечественных пилотов?
В истории российской авиации есть всего пара примеров, когда летчики сходили с ума за штурвалом. Один из них в Новосибирске, в 76-м году. Пилот Ан-2 умышленно направил самолет в пятиэтажку, где жила его бывшая супруга: отомстил за развод. Еще один случай описал журнал Esquire несколько лет назад, и о нем вспомнили после крушения самолета в Альпах, хотя достоверность этой истории не доказана. Якобы в 1995 году во время перелета из Москвы в Хабаровск бортинженер военно-транспортного Ту-154 выключил двигатели на высоте 11 тысяч метров. По документам, рейс был почтовым, но борт забит людьми: офицеры и их семьи возвращались в гарнизон из отпуска. Ситуацию спас случайный пассажир. Он помог экипажу скрутить неадекватного коллегу и вновь запустить двигатели. Позже в багаже бортинженера нашли стопку эзотерических книг, а сам он объяснил свой поступок приказом «внутреннего хранителя».
Это все исключения. Российская система профотбора построена так, что неадекватные люди в авиацию не попадают. Однако недавно авиакомпаниям разрешили нанимать иностранных пилотов, а как их тестировали у них на родине, и насколько они адекватны, неизвестно. В Россию иностранцы приезжают с действующими лицензиями и проверку не проходят, говорит действующий пилот Евгений Самсонов.
Евгений Самсоновдействующий пилот«У нас они ничего не проходят абсолютно, потому что они приходят с действующим свидетельством, и они проходят по своим правилам. И вот это несоответствие наших медицинских требований и западных медицинских требований, оно, в общем, вошло в противоречие. Если они хотят работать здесь в России на долгосрочной основе, они будут обязаны проходить медконтроль по нашим требованиям. А заставят их проходить или не заставят, это трудно сказать. И они имеют полное право на это время уехать домой, продлить пилотское свидетельство, опять вернуться. Вопрос этот не утрясен и не разрешен».
Проблемы с психикой у пилотов возникают во время работы. Стрессы, нагрузки, иногда хроническая усталость провоцируют паралич мышления. Опытные пилоты допускают «курсантские» ошибки, и это приводит к авиакатастрофам. Система построена так, чтобы вовремя выявить проблему. На ежегодном медосмотре, где обязательно присутствует психолог, или на предполетной проверке, где врач оценивает эмоциональное состояние экипажа. Но были случаи, когда летчики избегали тестирования. Платили врачу. И получали бумагу «здоров». И о формальном предполетном контроле тоже написано немало. А как понять, что человек стал жертвой секты с практикой реинкарнации, или его жизнь сложилась так, что появились мысли о самоубийстве? Говорит главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров.
Роман Гусаровглавный редактор портала Avia.ru«Наверное, выявить какие-то такие моменты очень сложно. Так же, как в этом трагическом случае с суицидальными наклонностями человека. Наверное, здесь может работать система информирования, анонимная система информирования в компаниях, где сотрудники, заподозрив своего коллегу в каком-то неадекватном поведении или в каком-то опасном для общества мировоззрении, могут просто сообщить работодателю о том, что нужно обратить внимание именно на этого человека и провести с ним соответствующую работу. Может быть, направить к психологу».
Сами пилоты, скорее всего, будут до конца скрывать свои внутренние проблемы. Просто потому, что из-за этого можно потерять профессию. С очень высоким уровнем дохода, что тоже нелишне отметить.