Экономика театра. Спектакли как частный и прибыльный бизнес
Театр — не заведение для провокационной саморекламы за государственный счет. Министерство культуры прокомментировало кадровые решения в новосибирском театре, который теперь возглавляет Владимир Кехман. Борис Мездрич был уволен после скандала вокруг «Тангейзера». Business FM решила узнать, сколько театров в Москве живут без помощи государства
Читать на полной версииВ Москве около двадцати частных театров. Среди них Московский театр мюзик-холл, СТИ, Театр.doc. Многие не учтены — довольно антреприз, детских и кукольных трупп и вовсе много: они зарабатывают корпоративами. Одни частные театры получают субсидии от государства, например льготы по аренде. Другие обходятся своими силами. Режиссер Юрий Грымов уверен, что на спектаклях можно зарабатывать, надо только хорошо считать.
Юрий Грымоврежиссер«В театре экономика довольно-таки прозрачная: вы вкладываете деньги в спектакль. Что такое спектакль? Это декорация, артисты, пьеса, репетиции и продажи билетов. Все то, что вы соберете со зрительного зала, т.е. с каждого места, отдав при этом билетной кассе процент, это ваш бизнес. Вот у меня идет спектакль «Затерянный мир» по Конан Дойлю, 1100 мест зал. Если у меня будет сидеть в зале 40%, то мы будем доплачивать за то, чтобы содержать этот спектакль в день спектакля. Поэтому экономика начинается после 80% заполнения зала. Слава богу, проект коммерчески выгодный, аншлаги. Это выгодный бизнес».
Прекрасно себя чувствует и театр «Квартет И». Они начали работать в 93-м году, а выстрелили в 2001-м, когда появился «День радио». Постепенно стали повышать цены на билеты: теперь дороже только в Большом театре. Театр не просто окупается, акционерам даже хватает на бонусы в конце года, рассказал Ростислав Хаит.
Ростислав Хаитучастник театра «Квартет И»«Нашему театру хорошо без государственных дотаций. Лишний раз ничего не должны государству, это приятно. Схема экономическая: пишем спектакль долго, как правило, года два, потом ставим его достаточно быстро. Когда выпускаем спектакль, мы привлекаем каких-то спонсоров именно на выпуск: на изготовление декораций. У нас, как правило, много видео дорогостоящего в спектакле, и рекламы. Спонсоры, как правило, помогают нам, но это взаимовыгодная история. Потом начинаем играть спектакль, и, тьфу-тьфу-тьфу, зарабатываем деньги. «День радио», которому 15-й год пошел, продолжает зарабатывать деньги стабильно».
Первый частный театр в Москве появился ещё в середине 19-го века. Перед революцией в столице работали опера Саввы Мамонтова, МХТ Станиславского и Немировича-Данченко, а также отпочковавшиеся от него Камерный театр Таирова, Вахтангов и Мейерхольд.