За хранение наркотиков предлагают облегчить наказание
Глава Госнаркоконтроля Виктор Иванов считает правильным дифференцировать наказание за хранение и сбыт наркотиков. Эксперты не против, но видят еще ряд проблем в законодательном поле
Читать на полной версииФедеральная служба по контролю за оборотом наркотиков думает облегчить наказание за их хранение. Глава ФСКН Виктор Иванов предложил разделить в Уголовном кодексе опасность хранения и сбыт наркотиков. По его словам, на данный момент хранение и сбыт находятся почти в одной категории преступлений, то есть типичный наркоман приравнивается по мере общественной опасности к наркодилеру.
Иванов также назвал парадным показателем 64% расследуемых МВД преступлений по наркотикам, поскольку из 83 тысяч лиц, привлеченных полицией к ответственности, абсолютное большинство — 85% — это обычные наркоманы.
Неожиданное решение ФСКН смягчить законодательство в отношении наркозависимых граждан и исключить из тяжких преступлений хранение наркотиков, прокомментировал президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов.
Михаил Виноградовпрезидент фонда «Петербургская политика»«За последний месяц это уже второй случай попытки мягкого рестайлинга спецслужб. Первый раз — история с утечками в «Новую газету» и другие оппозиционные издания информации о расследовании дела Немцова и публичное закрытие дела Светланы Давыдовой так или иначе выглядело попыткой некой апелляции к общественному мнению со стороны следственных органов ФСБ. Инициатива Виктора Иванова ложится в этом же духе. Вполне возможно, что от первичной угрозы расформирования собственного ведомства Иванов пока, может быть, ушел, но проблемы остаются всилу того, что общество не очень понимает, чем занимается ФСКН, насколько веская его эффективность, подозревает, естественно, постоянно в злоупотреблениях, и в этой связи попытка рестайлинга и взятие общества в союзники, демонстрация того, что идет борьба с наркоманией, а не с наркоманами, то есть с явлением, а не с его последствиями, это достаточно удачный шаг, тем более эксперты затрудняются оценить, насколько прошлый этап работы ФСКН был результативен или нет».
Другой эксперт, нарколог Михаил Зобин согласен с ФСКН, что хранение и сбыт — это разные вещи, и не надо было заниматься самообманом.
Михаил Зобиннарколог«Любые предложения, направленные на декриминализацию наркопотребления, мне кажутся разумными. Только не надо путать декриминализацию с легализацией. Употребление наркотиков должно быть запрещено, только сажать в тюрьму за это совершенно необязательно. Это бесперспективно, это финансово неоправданно, это ни с каких позиций не приводит к результату. Что касается хранения, это был такой всем понятный обман. У нас нет статьи за употребление, но можно ли употреблять, не храня одновременно? Ну, как это себе можно представить? Вот можно употреблять алкоголь, не покупая его? Купили бутылку водки, и вас поймали с этой бутылкой — это хранение. То, что вы выпили водку, за это ничего, а за то, что она у вас в руках бутылка, за это статья уголовная. Понятно, что это довольно странно. Поэтому, конечно, за хранение нужно статью убирать. Я здесь с Виктором Ивановичем Ивановым, тот самый редкий случай, когда абсолютно согласен».
Между тем ФСКН России настаивает на том, что конфискация имущества должна быть предусмотрена Уголовном кодексе в качестве основного наказания для представителей наркобизнеса. На сегодняшний день госслужащие, правоохранители и судьи обязаны это делать, а наркобароны законодательно от этого освобождены, даже после осуждения за наркобизнес.
В то же время управляющий партнер Московской коллегии адвокатов «Юрасов, Ларин и партнеры» Владимир Юрасов призывает не ужесточать наказание, а улучшать работу наркополицейских, поскольку про задержание крупных наркодилеров, похоже, никто в России не слышал.
Владимир Юрасовадвокат«Что такое наркодилер? У нас в Уголовном кодексе четкого определения данного термина нет. Говорить о том, что давайте мы сейчас наркодилерам установим более суровую ответственность в виде конфискации имущества, согласен полностью. Но во все времена, во все века никогда ужесточение наказания не влияло на количество преступлений, это азбучная истина. Полностью согласен с тем, что, конечно же, конфискация имущества — это действенная мера, но, тем не менее, очень бы хотелось услышать от наркоконтроля, что мы более активно боремся с большими трафиками, крупными партиями, самолетами, которыми завозят сюда в Россию, пароходами огромное количество наркотиков. Но, к сожалению, ни в одной сводке оперативной я этого не слышал. Может быть, я не те СМИ читаю, но я постоянно слышу, что задержан ФСКН человек, который продавал 2 грамма, 3 грамма».
Все заявления глава ФСКН сделал в Екатеринбурге, где действующим мэром города Евгением Ройзманом был основан скандально известный фонд «Город без наркотиков». В то же время Виктор Иванов выразил благодарность негосударственным организациям, занимающимся реабилитацией наркоманов, в частности, екатеринбургскому фонду.