Пилот, предположительно разбивший Airbus А320, недавно пережил расставание с девушкой
Предполагается, что Андреас Любиц заперся в кабине, когда ее покинул командир экипажа, и намеренно направил судно к земле. Капитан до последнего пытался спасти пассажиров и экипаж, ломая дверь в кабину топором
Читать на полной версииВторой пилот разбившегося во Франции Airbus должен был быть на больничном. В квартире Андреаса Любица найден порванный больничный лист, выписанный на дату катастрофы, сообщила прокуратура Дюссельдорфа. Немецкие власти подтверждают, что Любиц был болен и скрывал это от начальства и коллег. При этом прощальной записки у него дома найдено не было. Немецкое авиационное ведомство уже запросило доступ к файлам медицинского центра Lufthansa на имя Любица.
Ранее немецкие СМИ со ссылкой на источники сообщали, что 28-летний немец Любиц, по мнению властей, виновный в крушении самолета, несколько лет назад прерывал обучение в летной школе из-за депрессии. Однако став пилотом, он успешно проходил все обязательные медицинские и психологические обследования, сообщили в Lufthansa. Кроме того, по данным Bild, незадолго до катастрофы пилот пережил расставание с любимым человеком.
По мнению главного врача Клиники пост-стрессовых состояний Бориса Белкина, если причиной трагедии стало психическое заболевание, то это была не депрессия или не только депрессия.
Борис Белкинглавный врач Клиники пост-стрессовых состояний«Депрессия была не самостоятельным заболеванием, а только симптомом более глубокого другого психического заболевания. Депрессия, если она глубокая, тяжелая, этого невозможно было не заметить. Если пилот успешно это смог скрыть и пройти все необходимые тесты, это говорит о том, что у него основным заболеванием была не депрессия, а, например, биполярное расстройство (то, что раньше называлось маниакально-депрессивный психоз, когда фазы настроения могут резко меняться). Если мы говорим о том, что его основным заболеванием, например, было биполярное расстройство или шизофрения, или же какое-то шизо-аффективное расстройство, то в рамках этого могли, например, уже с утра перед вылетом быть голоса, которые ему говорили, что он должен, например, разбить этот самолет. Ему могли просто приказать снижаться, потому что наверху опасно, а дверь он мог закрыть потому, что, например, он боялся входа незнакомых людей — террористов. Мы не имеем точных данных, которые бы нам позволили судить об этом пилоте стопроцентно, оговаривать человека тоже не хочется. Но, как правило, если это суицид в рамках депрессии, то люди никого не забирают с собой».
Между тем европейские авиакомпании в срочном порядке вводят правило о двух людях в кабине пилота. Причиной стала недавняя катастрофа во Франции, когда второй пилот, видимо, намеренно разбил лайнер. В некоторых странах, например, в США и России, пилотам запрещено оставаться в кабине в одиночку. Если одному из пилотов необходимо выйти, то в кабину непременно должен на время его отсутствия зайти один из членов экипажа. В ЕС эта мера не была закреплена законом, поэтому не все авиакомпании ее придерживались.
Сразу после катастрофы европейские перевозчики один за другим начали объявлять о введении меры, а накануне авиарегулятор ЕС объявил ее обязательной для всех компаний, так же поступили и власти Канады. В частности, ранее меры не придерживались немецкие Air Berlin, Condor и TuiFly, британские EasyJet, Virgin Atlantic, RyanAir, норвежская Norwegian Air Shuttle и финская Finnair, но теперь они изменили свою позицию.
Российские авиакомпании, с этой точки зрения, были куда безопаснее европейских, говорит пилот гражданской авиации Олег Башмаков.
Олег Башмаковпилот гражданской авиации«Это федеральное правило исполнения полета. Покидать рабочее место одному из членов экипажа разрешается только с разрешения командира воздушного судна при благоприятном течении полета. Командир воздушного судна может покинуть рабочее место только на этапе горизонтального полета. При этом он должен дать указания другому члену экипажа о выдерживании параметров полета, то есть: я выхожу, зайду через пару минут. Прежде чем покинуть кабину, командир обеспечивает наличие минимум двух человек в кабине. Перед вылетом идет инструктаж, и там все эти вопросы оговариваются. У нас правила гораздо жестче, чем за рубежом. Мы условно говорим: если у них идешь по дороге, то у нас идешь по тропинке».
Airbus А320, выполнявший рейс Барселона — Дюссельдорф начал снижаться почти сразу после выхода на заданную высоту и в итоге рухнул во французских Альпах. Согласно данным «черного ящика», капитан покинул кабину, а второй пилот намеренно направил самолет к земле.
Командир экипажа ломал дверь топором, пытаясь избежать катастрофы
С момента выхода капитана до крушения прошло около 8 минут, за это время второй пилот запер дверь и начал снижение. По данным FlightRadar24, автопилот вручную был изменен с высоты 11,5 тысяч метров до 30 метров. Когда капитан вернулся, предположительно, из туалета, второй пилот запустил процедуру блокировки двери, которая длится 5 минут и не позволяет открыть ее снаружи даже при помощи кода, известного капитану.
С учетом пятиминутной блокировки у первого пилота могло просто не хватить времени отпереть дверь до удара о склон горы. На записи «черного ящика» слышно, как капитан пытается открыть дверь кабины. По данным Bild, командир экипажа пытался выломать дверь топором, чтобы спасти экипаж и пассажиров. В это время второй пилот не реагировал на его требования, до самого крушения слышно только его ровное дыхание, говорит глава Lufthansa Карстен Шпор.
Карстен Шпорруководитель правления концерна Lufthansa«Мы лишились дара речи, когда узнали, что катастрофа произошла по вине второго пилота. Но нам нужно признать: самолет был разбит целенаправленно. Пилот прошел все тесты — медицинский и психологический, его нельзя было в чем-то заподозрить. Думаю, понадобится много времени, чтобы выяснить, что именно стало причиной таких его действий. На кабине была установлена система безопасности, командир мог попасть даже в заблокированную кабину, если бы он набрал специальный код. Второй пилот мог бы задержать командира, но не дольше, чем на пять минут. Нам пока не удалось установить, был или не был набран этот код. Я гарантирую, что компания Lufthansa окажет всю возможную помощь следствию».
Один из знакомых пилота по летной школе назвал информацию о депрессии полной чушью, поскольку тот, напротив, был счастлив, что получил желанную работу. Став пилотом, он успешно проходил все обязательные медицинские и психологические обследования, сообщили в Lufthansa.
Глава Lufthansa отказался называть действия Любица «самоубийством», поскольку, когда пилот забирает с собой еще 150 человек, это уже называется другим словом.
Накануне стало известно, что следователи пришли с обысками в дом родителей Любица и сделали там важное открытие, но какое, пока не сообщается.
Соседи и знакомые второго пилота рассказали, что он был симпатичным, застенчивым человеком, и не был замечен в излишней религиозности. По их мнению, он не мог совершить такое преступление. По их словам, он не имел других хобби, кроме пилотирования, но при это не был «сумасшедшим пилотом, для которого авиация стала идеей-фикс». Немецкие власти заявили, что данных о причастности Любица к террористическим организациям нет.
Авиакатастрофа с Airbus А320 компании GermanWings, выполнявшим рейс Барселона — Дюссельдорф, произошла утром 24 марта. В результате столкновения с альпийскими горами погибли 150 человек, большинство из них — граждане Германии и Испании.