Лидеры стран Евросоюза на состоявшемся в конце прошлой недели саммите одобрили концепцию создания энергетического союза. Предполагается, что Еврокомиссия получит право напрямую влиять не только на межправительственные соглашения, но и на коммерческие контракты, например, контракты с «Газпромом».

Создание энергетического союза называют одной из самых жестких энергополитических инициатив ЕС, которая однозначно скажется на позициях и, возможно, политике российского поставщика. Тем более, что некий опыт вмешательства Еврокомиссии в коммерческие переговоры «Газпром» получил в ходе недавнего конфликта с Украиной.

По мнению партнера консалтинговой компании RusEnergy Михаила Крутихина, европейский энергетический союз действительно угрожает «Газпрому».

Михаил Крутихинпартнер консалтинговой компании RusEnergy«Не сейчас родилась эта угроза, поскольку еще осенью 2012 года Совет Европы и Европейский парламент приняли решение о том, что все контракты на поставку газа и электроэнергии из-за пределов внутрь Евросоюза должны соответствовать правилам борьбы с монополизмом. На практике это означает, что по тому решению 2012 года на всех переговорах по поставке энергоносителей из-за пределов Евросоюза может присутствовать представитель Еврокомиссии, все условия должны быть прозрачными, то есть «Газпрому» не удастся работать как монополисту и придется привыкать к конкуренции».

Эксперты при этом, отмечают, что на окончательные согласования, а главное — на отработку новой системы на практике уйдут годы. И не факт, что нынешнее единодушие лидеров Евросоюза к тому времени сохранится. По ряду вопросов, в том числе и по газу, его нет и сейчас, говорит ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев.

Рустам Танкаевведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России«В течение многих десятилетий стратегической задачей «Газпрома» был выход на конечного потребителя в Европе и полноценная работа на всем газовом рынке Евросоюза и Европы в целом. Но история с «Южным потоком», которая, как известно, началась в 2011 году, показала, что «Газпрому» не дадут нормально работать на европейском рынке. И в конце 2014 года, как мы знаем, стратегия «Газпрома» принципиально изменилась. «Газпром» теперь декларирует, что они поставляют газ до границы Европы и на этом останавливаются. Дальше европейские страны должны сами развивать сеть газопроводов, сами поставлять газ, и «Газпром» в это вмешиваться не будет. На границе Евросоюза будет построен переходный пункт, биржа, которая позволит торговать этим газом. Конечно, это изменение было вынужденным, но фактически оно выбивает из рук Евросоюза инструмент давления на «Газпром». И здесь выяснилось, что следующим шагом Европейского союза будет создание единого заказчика для энергоносителей, который будет едино предоставлять интересы всех европейских государств. Для европейских государств это означает частичную потерю суверенитета. Программа борьбы с работой российского «Газпрома» на территории Евросоюза, которая привела в Болгарии к фактическому торможению развития экономики страны, вызывает неприятие. И точно так же этот энергосоюз, который декларируется ЕС, тоже вызывает неприятие у региональных правительств».

Впрочем, и нынешние договоренности стран-лидеров ЕС пока не отвечают на ряд вопросов, например, обязательной ли будет публикация данных по ценам, срокам и условиям поставки газа. По данным Bloomberg, на сохранении коммерческой тайны по газовым контрактам особенно настаивали Германия, Нидерланды и Финляндия.