Осенью прошлого года ОСАГО уже вырос на треть. В итоге, за полгода тарифы выросли, как минимум, на 107%. Большинство независимых экспертов настроены к этому повышению скептически. Комментарий директора аналитического департамента инвестгруппы «Норд Капитал» Владимира Рожанковского.

Владимир Рожанковскийдиректор аналитического департамента инвестгруппы «Норд Капитал»«Понятно, что рубль упал в два раза. Понятно, что запчасти к этим иномаркам выросли. И для их покрытия необходимо увеличивать вот эти тарифы. Но давайте тогда обсуждать, какие выплаты по страховым случаям обеспечивают эти компании по ОСАГО. Ведь эти выплаты даже и на 20% не покрывали реальных расходов автовладельца в случае ДТП. Общеизвестно, что люди, попавшие в ДТП даже не по своей вине, могли у страховой компании отсудить деньги только путем независимой экспертизы, которая стоит денег и обращения после нее в суд. Вы считаете это нормальной практикой? Я нет. У меня было ДТП, правда, когда я жил в США. Вся процедура у меня заняла 10 минут по обмену документами. Одним звонком, который был сделан страховым агентом и одной поездкой на место инспектирования автомобиля для установления степени вины. Все. Системой ОСАГО на сегодняшний день никто не доволен».

Впрочем, статус ОСАГО не предполагает такой формулировки — «недоволен». Есть только формула — «обязан». 1 октября прошлого года бланк самого дешевого полиса подорожал с 1980 рублей до максимально возможных 2574 рублей. С апреля его минимальная цена будет равна 4100 рублей. Те, кто приветствовал повышение, говорят, что оно крайне необходимо именно сегодня. Так, например, считает главный редактор ведущего отраслевого онлайн-СМИ — «Агентства страховых новостей» — Елена Пермякова.

Елена Пермяковаглавный редактор «Агентства страховых новостей»«Я думаю, что после повышения тарифов, качество услуги, все-таки, ощутимо изменится. В то же время, насколько мне известно, повышение, которое должно произойти в апреле, должно решить принципиальную проблему с продажами полисов ОСАГО в регионах. Другой путь решения проблемы продажи в регионах сейчас, я думаю, просто вряд ли существует. Здесь вряд ли есть куда деваться и ЦБ, и страховщикам, и автовладельцам. И я не думаю, что система ОСАГО из-за вот этого повышения тарифов рухнет, потому что вряд ли значимая часть автовладельцев будет готова открыто нарушать закон. К тому же, практика показывает, что многие автовладельцы были скорее готовы переплатить за дополнительные услуги, чем отказаться от покупки полиса. А стоимость этих допуслуг как раз и составляла примерно 50% от цены ОСАГО».

Разные мнения относительно того, сколько зарабатывал, и зарабатывал ли вообще страховой бизнес до повышения, требуют пояснения. Водителей мы спрашивать не будем: сомнения в доходах распорядителей ОСАГО вызовут у людей желание взять монтировку. Обратимся к официальным данным. По подсчетам Российского союза автостраховщиков, в прошлом году под ОСАГО собрали более 150 млрд рублей. А выплаты в виде возмещений составили 89 миллиардов. Прибыль, как несложно подсчитать, превысила 60 миллиардов. С апреля выручка страховщиков, по сравнению с уровнем годичной давности, вырастет, как минимум вдвое. Выводы — на поверхности.