Многих ритейлеров и застройщиков ждет крах в этом году
В Москве могут не открыться в этом году до 60% заявленных торговых центров
Читать на полной версииАналитики Knight Frank и участники рынка коммерческой недвижимости за круглым столом обсудили состояние торговых и складских объектов в этом году и попытались спрогнозировать развитие бизнеса.
Участники круглого стола сошлись в мнении о том, что в этом году, как и в любые кризисные времена, на рынке останутся только сильные участники. Некоторые девелоперы торговых центров столицы могут отложить строительство анонсируемых проектов, при этом то, что уже начали строить, достроят.
Александр Обуховскийдиректор по развитию департамента торговой недвижимости Knight Frank«Уже очевидно, что при любом сценарии будет заморозка проектов. Если политическая и экономическая ситуация будет улучшаться, нефть будет на уровне $60–70, волатильность рубля будет 3–5%, а ключевая ставка будет снижаться, доля замороженных проектов будет около 30%».
Позитивный сценарий развития событий на рынке возможен при стабилизации российского рубля относительно доллара и евро и волатильности в пределах 3 - 5%, а также при снижении ключевой ставки ЦБ РФ до 9 - 10%, считают аналитики Khight Frank. Эксперты так же твердо уверены в том, что рынок в скором времени полностью перейдет в рублевое исчисление. По мнению представителей бизнеса, рынки западных стран, Китая, рассчитываются в национальной валюте. То, что в какой-то момент в России было принято решение вести расчеты в долларовом эквиваленте, просто было кому-то выгодно. Сейчас все понимают, что такой выгоды нет, и переходят на рубли в плате за аренду и покупку торговых площадей, складов, офисов.
В случае, если события будут развиваться по негативному сценарию (ввод новых санкций, падение курса рубля, рост или сохранение ключевой ставки) количество замороженных проектов может возрасти. Ведь многие девелоперы, как и ритейлеры, закупают стройматериалы и продукцию за рубежом. Соответственно, они вынуждены повышать стоимость своих товаров и услуг пропорционально росту курса валют. Для многих это становится причиной начать производство товаров непосредственно на территории России, как сейчас делает IKEA.
Юлия Соколовадиректор по сдаче в аренду торговых центров Knight Frank«При текущих ставках девелоперу строить невыгодно. Все видят, что ставки падают, некем заполнять новые проекты».
Источник: Knight Frank Research
В тяжелые для ритейлеров времена, когда многим приходится сильно сокращать свою маржу или вовсе уходить с рынка, выживут только компании с успешной стратегией развития, продуманной сильно заранее. В этом уверены в компании «Декатлон», самой успешной из представителей эконом-гипермаркетов по продаже спортивных товаров.
Петр Немецдиректор по развитию «Decathlon»«Несмотря на ситуация на рынке и в экономике, магазины «Декатлон» не поднимают цены, при том что большинство товаров у нас импортируемые. Сейчас-лучшее время для развития спорта, это мировой тренд. И мы это понимаем и по-прежнему делаем спорт доступным. Мы оставляем цены на том же уровне. За аренду площадей мы платим не в долларах, а так же не платим процент с оборота – в этом наше отличие от конкурентов. Изначально в модели нашего бизнеса заложена низкая маржа, поэтому нам легче и лучше платить заранее оговоренную сумму. Недавно мы стали открывать для себя новый рынок интернет-продаж, чего ранее небыло. Ведь позиция «Декатлона» такова, что клиент должен прийти в магазин и попробовать товар, потрогать его, посмотреть, как он будет пользоваться им».
По прогнозам, озвученным ранее, на 2015 год заявлено более 2,6 миллиона квадратных метров торговых площадей в России. Реально же на рынок смогут выйти около 1,9 миллиона квадратных метров.