Импортозамещение в авиации: в чем не сошлись производители и сборщики
«Авиационное оборудование» преобразовалось в «Технодинамику». Впереди — большие планы по производству оборудования. Поможет ли это в импортозамещении?
Читать на полной версииХолдинг «Авиационное оборудование», входящий в корпорацию «Ростех» провел ребрендинг и стал «Технодинамикой». В планах руководства — через пять лет войти в пятерку крупнейших мировых производителей авиаоборудования и отчасти решить проблему импортозамещения.
При этом авиастроители не всегда готовы переходить на отечественные комплектующие. Почему импортозамещение стало камнем преткновения между создателями самолетов и производителями оборудования?
Самолетная фара российского производства в три раза дороже зарубежной. На этом примере один из топ-менеджеров крупной авиастроительной компании объяснял, почему в авиационной отрасли не работает импортозамещение. При этом авиапроизводители еще прошлым летом объявили о масштабных планах замены зарубежных систем на отечественные.
Тот же холдинг «Авиационное оборудование» запланировал сразу десять проектов. Все они должны заработать в ближайшие два года. А сама компания рассчитывает войти в пятерку мировых производителей авиаоборудования — сменила бренд и теперь называется «Технодинамика». Почему авиастроители и те, кто делает для них комплектующие, так по-разному смотрят на импортозамещение? Возможно, дело в том, что они принадлежат разным корпорациям. Производители оборудования входят в «Ростех», строители самолетов — в «Объединенную авиационную корпорацию» (ОАК). Почему так произошло Business FM рассказал генеральный директор «Ростеха» Сергей Чемезов.
Сергей Чемезовгенеральный директор корпорации «Ростех»«Это, наверное, с одной стороны, случайно, а с другой стороны, ОАК исторически была самостоятельной, только занималась сборкой, а создание агрегатов, двигателей было в стороне на аутсорсинге, поэтому все предприятия, которые оказались не вошедшими в ОАК, пришли к нам. И авиационные двигатели, и авиационное оборудование, авионика — все у нас».
С другой стороны, есть опыт западных компаний. Тот же Airbus и Boeing закупают оборудование и агрегаты у сторонних производителей, говорит главный редактор «Авиатранспортного обозрения» Алексей Синицкий.
Алексей Синицкийглавный редактор «Авиатранспортного обозрения»«Само по себе формирование подобных вертикально интегрированных мощных холдингов тоже вызывает некоторые вопросы, потому что, с одной стороны, они до какой-то степени решают вопросы управления, но с другой стороны, понятно, что такие монстры сами по себе становятся довольно неповоротливыми. Если посмотреть на мировой опыт, там тоже по-другому все устроено, я уже не говорю, что очень многие вещи делают вообще частные компании, независимые и довольно компактные по размерам».
По мнению экспертов, сбить цену на собственное оборудование могло бы массовое производство отечественных самолетов. Только тут есть неразрешимое противоречие. Дорогие комплектующие делают авиастроение не конкурентоспособным, а значит, и ни о каком массовом производстве речи идти не может.