Басманный суд Москвы в среду вечером санкционировал арест губернатора Сахалинской области Александра Хорошавина и его советника Андрея Икрамова. Главе региона вменяется получение взятки в размере 5,6 млн долларов, а его подчиненному – посредничество. По версии следствия, мзду чиновник получил в качестве отката за реализацию госконтракта на строительство 4-го энергоблока Южно-Сахалинской ТЭЦ-1.

В суд для рассмотрения вопроса об избрании меры пресечения Александра Хорошавина доставили около восьми часов вечера под усиленным конвоем спецназа ФСБ. Одетый в серый свитер и джинсы чиновник выглядел уставшим. Назвав место своей прописки, он отказался прилюдно сообщить фактический адрес проживания в Южно-Сахалинске. «Это что, спецобъект?», – удивилась судья и получила утвердительный ответ.

55-летний губернатор Сахалинской областибыл задержан вечером 3 марта в Южно-Сахалинске и самолетом доставлен в Москву. Во вторник дома и на работе чиновника прошли обыски. В СМИ выдвигались разные версии причин задержания главы региона, также говорилось о том, что вместе с ним взяли нескольких членов его команды. Однако в суде выяснилось, что вместе с губернатором следствие просит поместить в СИЗО только одного человека – его 43-летнего советника Андрея Икрамова.

По версии следствия, тот выступал посредником при получении Хорошавиным в общей сложности 5,6 млн долларов. Это был откат от Николая Кранова – президента ООО «Энергострой» за участие в госконтракте на строительство крупнейшего промышленного объекта в регионе – 4-го «газового» энергоблока Южно-Сахалинской ТЭЦ-1.

Строительство объекта началось в сентябре 2010 года и было завершено в начале 2013 года. Андрею Икрамову инкриминировали ч. 4 ст. 291 УК РФ – «Посредничество во взяточничестве в особо крупном размере». Она предусматривает лишение свободы на срок от 7 до 12 лет со штрафом в размере семидесятикратной суммы взятки. Александру Хорошавину вменили ч. 6 ст. 290 УК – «Получение взятки в особо крупном размере». По ней грозит до 15 лет заключения.

Строительство 4-го энергоблока Южно-Сахалинской ТЭЦ-1 было предусмотрено Федеральной целевой программой «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Забайкалья с перспективой до 2013 года». Для реализации проекта была создана отдельная компания – ОАО «Сахалинская энергетическая компания». Предполагалось, что работать энергоблок будет на природном газе, решит энергетические проблемы острова, позволит более качественно планировать и проводить ремонты основного оборудования Сахалинской ГРЭС и Южно-Сахалинской ТЭЦ-1. Строительство 4-го энергоблока было названо одной из первостепенных задач перспективного развития энергосистемы острова.

Ходатайство об аресте Александра Хорошавина в суде озвучил следователь по особо важным делам при председателе Следственного комитета России Александре Бастрыкине Сергей Чернышев. Он отметил, что губернатор подозревается в совершении преступления коррупционной направленности.

Показания против губернатора

«Как высшее должностное лицо субъекта РФ он должен был противодействовать различным коррупционным проявлениями, он возглавляет антикоррупционный комитет, а он привлекал к совершению коррупционных деяний своих подчиненных, воздействуя на них и используя их в качестве посредников», – сказал сыщик. По его словам, в числе таковых был советник губернатора Икрамов.

Следователь поделился опасениями о том, что, находясь на свободе, губернатор может скрыться от следствия и суда, «дабы избежать наказания», а также помешать расследованию, оказав давление на свидетелей.

По его данным, причастность подозреваемого к преступлению подтверждается показаниями свидетелей, в частности, Николая Кранова.

Последний был взят под стражу прошлым летом и провел в СИЗО «Матросская тишина» несколько месяцев в рамках уголовного дела по факту сокрытия налогов в сумме около 56 миллионов рублей. По некоторым данным, следствие изменило предпринимателю меру пресечения после того, как он дал показания о том, что на протяжении трех лет давал взятки главе региона.

Прокурор Анна Потычко поддержала ходатайство об аресте. Она сообщила, что, если Хорошавина оставить на свободе, тот «может принять меры к сокрытию имущества, которое подлежит конфискации, согласно санкции вмененной ему статьи».

Чиновник заявил об оговоре

Выслушав аргументы своих оппонентов, подозреваемый довольно спокойно объяснил, почему хотел бы остаться на свободе.

«Я с глубоким уважением отношусь к органам следствия и прокуратуры, – начал он. – Но нам не удалось познакомиться и установить человеческий контакт. Я не знаю их, а они – меня».

Хорошавин сообщил, что в Москве у него проживает супруга и в качестве альтернативы пребывания в СИЗО предложил поместить его под домашний арест, отпустить под подписку о невыезде, либо под «разумный залог». «Я не смогу из Москвы повлиять на какие-то процессы в Южно-Сахалинске», – заверил чиновник.

Он заявил, что никого из названных следователем свидетелей не знает, за исключением Николая Кранова. С последним он был знаком «шапочно». По мнению Хорошавина, последний оговаривает его, поскольку «испытывает личную неприязнь». Хорошавин заявил, что она может быть связана с тем, что он в свое время «в ультимативной форме» рекомендовал своим сотрудникам перевести госсредства из «Тихоокеанского Внешторгбанка», который возглавляет Кранов, в более надежные банки. Хорошавин пояснил, что кредитное учреждение находилось в плачевном финансовом состоянии.

«Я предполагал, что банк будет ликвидирован или санирован, или его купит другой банк. Я рисковать бюджетными деньгами не мог», – рассказывал Хорошавин.

Залог «на булавки»

Защитники подозреваемого предложили внести за чиновника залог в размере 5 млн рублей, но встретили резкий отпор со стороны процессуальных противников.

Следователь счел предложенную сумму залога смехотворной. Сергей Чернышев рассказал, что недавно в СМИ прошла любопытная информация: за один день пребывания на экономическом форуме в Красноярске губернатор потратил больше 15 млн рублей на личные нужды. «5 млн рублей по сравнению с этим – нонсенс», – заметил сыщик.

В свою очередь, прокурор Анна Потычко сочла залог в 5 млн рублей несоразмерной сумой. «С учетом размаха коррупционной деятельности, которая вменяется подозреваемому, эта сумма так, на булавки», – с иронией заметила она.

Прокурор утверждала, что домашний арест не обеспечит интересы следствия. «Находясь в Южно-Сахалинске, подозреваемый обеспечил движение денежных средств на счетах в Гонконге и в Китае», – сообщила Потычко. Она предположила, что, если Хорошавина поместить под домашний арест в Москве, тот сможет спокойно отдавать подчиненным различные указания, продолжив заниматься преступной деятельностью и уничтожив улики.

О счетах в Гонконге и Китае

В ответ чиновник заявил, что насчет Китая и Гонконга он ничего не знает. «Даже если меня тут приговорят к расстрелу, то я все равно всегда буду говорить, что я никакого отношения ни к Гонконгу, ни к Китаю не имел», – стоял он на своем.

Хорошавин заверил, что был не в курсе, «откуда взялась сумма по Красноярску в 15 млн рублей». «Будем разбираться», – пообещал задержанный. Он настаивал, что не совершал преступлений, а к заключению контракта на строительство энергоблока ТЭЦ вообщ отношения не имел. Губернатор заверил, что, если его оставят на свободе, он будет по первому требованию являться на следственные и иные действия.

Его адвокаты попросили отложить заседание и предоставить им время для сбора медицинских документов. Сам Хорошавин признался, что уже больше года не обследовался, и некоторые СМИ его даже недавно похоронили. По словам задержанного, несколько лет назад у него заподозрили онкологическое заболевание. «После этого я несколько воздержался от повторных походов к врачам, может быть напрасно», – сказал он.

Однако судья Валентина Левашова откладывать слушание не стала, и, выйдя из совещательной комнаты, санкционировала арест подследственного до 27 апреля.

Дело с «политической окраской»

Часом раньше в соседнем зале судья Наталья Мушникова заключила в СИЗО Андрея Икрамова. Его адвокаты Егор Рябко и Юрий Сюзюмов также просили отложить слушание, чтобы они могли представить справки о наличии у их подзащитного заболевания сердца. Но и в этом случае суд просьбу защиты отклонил. Икрамов также был помещен под стражу на период расследования, до 27 апреля.

Адвокаты Александра Хорошавина комментировать дело не стали. В свою очередь, защитники Икрамова заявили, что их клиент ничего противоправного не совершал и взятки не передавал. Юрий Сюзюмов считает, что дело в отношении Александра Хорошавина «имеет политическую окраску». «Оно заказное и было инициировано, чтобы снять губернатора с должности», – заявил защитник BFM.ru. По его мнению, никаких доказательств против чиновников, кроме показаний «взяткодателя», в деле нет. Адвокат заявил о намерении обжаловать решение Басманного суда в апелляции.

По закону, в течение 10 дней арестованным должны предъявить официальное обвинение. В противном случае они выйдут на свободу.