Александр Трухан: В стране производится 2 млн 400 тысяч тонн масел, при этом потребление российского рынка 1 млн 800 тысяч тонн. В этот объем, если взять данные по 2013 году, входят свыше 400 тысяч тонн импортных продуктов. Получается, что на отечественном рынке миллион масел избыточен. Это связано с тем, что уровень качества, эксплуатационные характеристики российских масел не всегда удовлетворяют потребителей, поэтому возникает необходимость импорта.
Поэтому для нас стратегическое направление развития – это производство премиальных продуктов – масел, смазок и технических жидкостей с высокими эксплуатационными характеристиками.
У нас есть высокотехнологичный бренд G-Energy. При его создании мы ориентировались не только на рынок России, но и учитывали потребности европейских и азиатских стран.
Все масла G-Energy отвечают самым современным требованиям производителей техники, что подтверждается одобрениями Mercedes Benz, VW, BMW, Porsche, Renault, GM и др.
Мы создали целую линейку, которая называется For East, для азиатских производителей. Недавно, пройдя серьезные тесты, мы получили самое современное одобрение JASO (Японская ассоциация автомобильных производителей).
Мы производим и продаем премиальную продукцию не только в России. Наш бизнес масштабный — мы вышли на международный рынок, где уже не первый год продаем свыше 50% продукции.
Александр Трухан: Рост продаж нашей продукции на зарубежных рынка в прошлом году составил 18%. При учете стагнации европейских рынков и снижении потребления в целом ряде стран, у нас достаточно хорошие показатели.
Да, мы пользуемся, в том числе, и ценовыми преимуществами, потому что мы производим продукцию в России и за рубли, а продаем в Европе за евро или в азиатских странах за доллары.
Падение рубля оказалось даже выгодным для зарубежных продаж. А на российском рынке какая ситуация?
Александр Трухан: Наша продукция производится на заводах, которые сертифицированы по стандартам ISO, системы, которая подтверждает качество контроля производства.
В России мы поставляем свою продукцию целому ряду крупнейших автопроизводителей, например, на Mercedes-Benz Trucks Vostok, на «Автотор», где собираются автомобили General Motors, на «ГАЗ». Мы плотно работаем с китайскими производителями. Именно автопроизводители в первую очередь оценили качество нашей продукции.
Сейчас мы видим, что российские потребители, которым дорого обслуживать технику в долларах и евро, ищут альтернативу.
Понятно, что когда на станции техобслуживания поднимут автомобиль на подъемник, никто не будет ждать когда привезут масло. Мы здесь, в России, на месте с современным производством, мы с современными маслами, имеющими все необходимые допуски и одобрения. У нас есть большой штат инженеров, который помогает правильно подобрать продукты, следит, как они работают.
Поэтому в декабре мы столкнулись с тем, что спрос оказался выше, чем в пиковые месяцы на протяжении года. Точно так же в январе был зафиксирован высочайший спрос на нашу продукцию.
Хотя и в прошлом году мы росли на рынке России очень активно, например, по бренду G-Energy этот показатель составил +25%.
На внутреннем рынке масел сейчас, если я не ошибаюсь, представлено свыше сотни брендов. Как вы выстраиваете конкурентную политику?
Александр Трухан: Кризис — это всегда изменение рынка, появляются дополнительные возможности, многие компании в кризис не выдерживают новых требований. Безусловно, конкурентная политика ужесточается.
Сколько видов техники, столько и видов масел. У нас в ассортименте около 500 различных наименований. Есть простые ниши, куда компании выходят с достаточно простыми продуктами (например, это отечественные автомобили старше 15 лет). Там конкуренция в настоящий момент усилилась. Есть продукты сложные, созданные, например, под автомобили с современными двигателями, есть продукты премиальные со сложнейшими эксплуатационными характеристиками. В общем-то, выстроилась конкуренция везде.
Просто, если российские компании, которые работают в нижнем сегменте, борются главным образом ценой, то мы делаем упор на качество. Подчеркну, что мы предлагаем сложные высокотехнологичные продукты.
Еще одно наше преимущество – скорость – мы быстро поставляем. С чем мы столкнулись сегодня? Потребители снижают складские запасы, поскольку они не хотят замораживать деньги. Они говорят: знаете, если раньше вы нам поставляли раз в неделю, то теперь мы ждем поставки каждый день.
Как вы справляетесь с таким темпом?
Александр Трухан: Нам позволяет справиться с этими требованиями то, что мы сделали за предыдущие годы. Производство компании хорошо расположено географически. В азиатской части у нас завод в Омске. Мы построили там не только гибкое, мощное производство, но и большой логистический комплекс, который позволяет отгружать в месяц до 10 тыс. тонн. Мы модернизировали завод в Подмосковье во Фрязино, он в месяц может отгружать до 5 тысяч тонн продукции. Еще у нас есть завод в Ярославле и мощные зарубежные площадки — заводы в Италии и Сербии. Первое, что мы смогли - выстроить удачно географически расположенные производства и логистические терминалы. Второе - покрыли всю Россию собственной дистрибьюторской сетью, благодаря которой мы можем доставлять свою продукцию в любую точку нашей Родины.
Поделитесь планами на новый 2015 год. Рынок сейчас нестабильный, а вы говорите о новых освободившихся нишах. Думаете, конкуренты продолжат уходить и в этом году?
Александр Трухан: Мы видим тенденцию, что импортеры, особенно те, кто не выдерживает темпов, заданных российским рынком, продолжают уходить. Именно эти ниши компания «Газпромнефть — смазочные материалы» намерена заполнять своими продуктами. Мы также в этом году надеемся расширить географию поставок наших масел за рубеж, готовимся выходить на целый ряд азиатских рынков.
Насколько я знаю, вы сейчас активно осваиваете нишу ЖКХ. Это в рамках импортозамещения?
Александр Трухан: Я вижу те сложности, с которыми сталкиваются предприятия ЖКХ. Особенно много проблем в тех регионах, где есть импортная техника, поэтому мы внедряем особые специальные программы для коммунальщиков. Мы очень успешно провели такую программу в Омске, сэкономив деньги бюджету и избавив регион от импортозависимости. Российским регионам мы предлагаем сейчас получить надежные поставки, которые позволят чувствовать себя более уверенно в кризисе.
ЖКХ, импортозамещение ─ это все, конечно, интересно, но больше интригует участие вашей компании в проектах по поддержке автоспорта. На ваших маслах команды проехали «Дакар», расскажите про гонки.
Александр Трухан: Мы единственные в России, кто производит гоночные масла. В этом году на ралли-марафоне «Дакар» две команды — G-Energy Team и «МАЗ СПОРТ-авто» — использовали наши масла. В результате экипаж Владимира Васильева и Константина Жильцова, выступающий в составе команды G-Energy Team на BMW Mini, вошел в пятерку сильнейших в классе «внедорожники». А пилот Александр Василевский, штурман Валерий Козловский и механик Антон Запорощенко из «МАЗ-СПОРТавто» заняли 10-е место в классе «грузовики». Для обеих команд это лучшие результаты, достигнутые за всю историю выступлений на «Дакаре».
Вот уже второй год Чемпионат и кубок России по ралли-рейдам проходит при поддержке премиального бренда масел G-Energy.
В рамках внедорожных гонок мы имеем уникальную возможность проводить испытания нашей продукции в экстремальных условиях. На каждую гонку, в том числе и на «Дакар», выезжают наши специалисты с мобильной лабораторией, которые отбирают пробы наших масел после каждого этапа. Это дает нам уникальную возможность идти по пути постоянного технологического совершенствования нашей продукции.
Ваша компания производит самый широкий ассортимент масел, в том числе и судовых. Расскажите про эту часть бизнеса..
Александр Трухан: В прошлом году мы, первыми из россиян, начали бункеровку маслами в Санкт-Петербурге в порту «Морской Фасад». Мы забункеровали круизный лайнер Marco Polo.
То есть эти громадные суда теперь под вашей опекой, заправляются вашими маслами?
Александр Трухан: Да, эти громадные передвигающиеся города теперь заливаются маслами производства компании «Газпром нефть», при этом в партнерстве с компанией Chevron наши российские контракты мы обслуживаем в 400 портах мира, и это сотрудничество очень активно продвигается ─ рост в прошлом году порядка 300%.
Вы говорили, что там, на этом рынке, вы не одни.
Александр Трухан: Вообще ни на одном из рынков мы не одни. Все рынки плотные, поэтому выживает либо тот, кто быстрее, либо тот, кто качественнее, иногда тот, кто дешевле, хотя не всегда эти вещи связаны.
Я думаю, в случае с MarcoPolo вряд ли цена играет роль.
Александр Трухан: Безусловно. Стоимость масла по сравнению с ценностью пассажиров лайнера, а также двигателей корабля Marco Polo, ничтожно мала. Мы прошли тщательный технический отбор по качеству. Оказались лучшими по скорости.
Вернемся к российскому рынку. Кто ваш основной промышленный потребитель в России сейчас?
Александр Трухан: В России у нас очень много промышленных партнеров. Мы активно работаем с горнодобывающей промышленностью. Наверное, 60% горнодобывающей промышленности уже снабжается маслами «Газпромнефть». Я бы сказал, ключевой контракт ─ с холдинговой компанией «Сибирский Деловой Союз», который принял решение в этом году полностью перейти на наши масла в Кемерово.
От кого они к вам перебежали?
Александр Трухан: От иностранцев (произошло импортозамещение), и частично они предпочли нас другому российскому производителю. Я бы хотел сказать также о наших поставках на предприятия холдинга «Северсталь», также мы поставляем продукцию на Череповецкий металлургический комбинат, на ЕВРАЗ, на «Металлоинвест», на другие индустриальные гиганты.
Вы очень много говорили о преимуществах вашей компании, говорили, что цель компании ─ именно технологическое лидерство на российском рынке. Или вы уже лидеры в технологическом плане? Или это пока еще цель, стратегия?
Александр Трухан: Из чего складывается технологическое лидерство? Первое: из современных гибких производств. Наше производство в Омске очень гибкое. Но следует учитывать, что в прошлом году в России были введены в эксплуатацию два завода по производству смазок. Один из них, построенный нашим конкурентом, направлен на большое многотоннажное производство смазок. Изучив их проект, мы изменили конфигурацию нашей работы, решив производить меньшее количество, но самого широкого ассортимента, включая самые сложные продукты. И, наверное, сейчас нет ни одной смазки, которую мы не могли бы произвести.
Второе: еще одна важная составляющая качества – уникальные рецептуры продуктов. Мы используем передовые технологии для получения эксклюзивного состава наших смазочных материалов.
Это как раз к вопросу о качестве, чем оно у вас подтверждается?
Александр Трухан: Вопрос контроля качества встал перед нашей компанией шесть лет назад. Мы приобрели бизнес в Италии, который был сертифицирован по стандартам ISO. Досконально изучив этот опыт, я принял решение, что вся компания, включая подразделения в России, должна быть сертифицирована по ISO. Эта система регламентирует и контролирует качество производства. Мы выстроили бизнес-процессы в нашей компании таким образом, чтобы пройти сложнейшие процедуры сертификации. Вот уже несколько лет мы работаем по этим стандартам. В прошлом году первые из российских компаний мы были сертифицированы по стандарту ISO 16949. Что это за стандарт? Производители автомобилей разработали стандарт для поставщиков комплектующих и компонентов. Сегодня мы — единственная российская компания-производитель масел, соответствующая этому стандарту.
Т.е. вы заявляете, что являетесь российским технологическим лидером в области производства смазочных материалов?
Александр Трухан: Аналогов нашего уровня контроля качества на российском рынке нет. Поэтому мы смело можем сказать о нашем технологическом лидерстве, которое подтверждено на практике.
Кроме технологий, вы довольно активно инвестируете в кадры. Это принципиальный для вас вопрос? Расскажите, как вы сейчас выстраиваете кадровую политику. Пришлось ли, к примеру, сокращать персонал, или обошлось без увольнений?
Александр Трухан: Сейчас у нас молодой коллектив, однако в компаниии работают и сотрудники с большим жизненным багажом. Пять лет назад было принято решение о том, что мы смотрим на молодых специалистов, которых мы отбирали прямо из университетов, дополнительно обучали.
Мы постоянно совершенствуем профессионализм наших сотрудников, повышаем квалификацию наших партнеров — я имею в виду дистрибьютеров. Почему нам это необходимо? Если говорить о наших конкурентах, они работают в нефтепереработке (а именно: в ее самом высокотехнологическом сегменте – производстве масел), около 100 лет. У нас нет этих 100 лет, нашей компании «Газпромнефть – смазочные материалы» всего семь лет. Поэтому сформировав программу активного развития, было принято решение, что мы делаем ставку на специалистов, которые имеют уже готовые компетенции, либо на сотрудников, которые могут быстро получить эти компетенции и реализовать их в работе.
Сокращений у вас вообще нет сейчас?
Александр Трухан: Сокращений у нас нет. У нас сейчас есть целый ряд новых направлений, где мы ищем сотрудников с готовыми компетенциями.
То есть вы даже сейчас нанимаете?
Александр Трухан: Да, ведь появляются новые ниши на рынке, их надо заполнять.